Меню

Что означает социальный регулятор

§ 1. Социальные регуляторы

Право является не единственным регулятором об­щественных отношений, потому что не может охватить все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому неза­висимо от уровня и количества правовых норм наряду с правовым регулированием в любом обществе присутст­вует масса иных социальных регуляторов, имеющих большую значимость для целенаправленного развития общества.

Правовые нормы, с одной стороны, являются раз­новидностью социальных норм, с другой — социальные регуляторы часто становятся основой для появления правовых норм, например, на основе обычаев часто по­являются нормы права. Право регулирует значимые для государства общественные отношения и зачастую не ох­ватывает сферы, которые являются значимыми для об­щества в целом.

Все социальные регуляторы в научной литературе принято объединять одним понятием «социальная норма». Социальные

нормы призваны регулировать наиболее типичные для общества ситуации.

Многообразие социальных норм объясняется много­образием общественных отношений и жизненных обстоя­тельств, поэтому в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает стандарты и правила поведения индивида, которые отвечают общественным интересам.

Необходимость социального регулирования возник­ла на ранних этапах развития общества, еще до появле­ния государства. Социальные нормы являются основ­ным средством регуляции общественных отношений. «Ведь в любом обществе существует необходимость подчинения поведения людей определенным прави­лам. » [6] .

Основным назначением социальных норм было обеспечение устойчивого стабильного развития, которое должно было отвечать потребностям общества. Для об­щества действие социальных норм имеет большую зна­чимость. Как отмечает В.И. Нижечек, «невозможно осу­ществлять никакую целенаправленную деятельность без социальных норм и их регулирующего влияния на обще­ственные отношения в интересах каких-либо поставлен­ных задач, . без социальных норм невозможно обеспе­чить организацию и регулирование любых процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни» [7] .

В результате анализа В.И. Нижечек пришел к выво­ду, что социальная норма — родовое понятие и в этом смысле оно представляет собой определенную научную абстракцию. В реальной действительности социальная норма всегда предстает перед нами в качестве нормы данного конкретного вида — правовой, нравственной. [8]

Социальные нормы всегда отвечают целям и интере­сам общественного развития. Социальные нормы можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, соци­альные нормы относятся к основным регуляторам пове­дения человека, с другой стороны они являются критери­ем оценки поведения в обществе. Социальные нормы так­же можно рассматривать как показатель уровня развития общественных отношений, так как они отражают потребно­сти общества, уровень культуры, нравственности и т.д.

Таким образом, в социальных нормах очень ярко про­являются два основных направления — регулятивное и оценочное. Регулятивное направление проявляется в спо­собности упорядочения общественных отношений, а оце­ночное — в создании общественного мнения и воспита­тельном воздействии на общество. Регулятивные качества обеспечивают упорядочение общественных отношений, а оценочные способствуют созданию устойчивого развития (так как направлены на формирование отношения индиви­да к ценностям общества).

В научной литературе можно выделить различные подходы к определению функций социальных норм. Так, М.И. Бобнева в качестве функции социальных норм рас­сматривает социальный контроль, под которым она пони­мает «форму управления социальными процессами и по­ведением членов общества» [9] .

Н.И. Сидоренко выделяет ценностно-ориентирующую, отражательную, информационную, коммуникативную и другие функции [11] . Указанные функции, по сути, раскрыва­ют основные направления воздействия социальных норм на общественные отношения.

В научной литературе социальные нормы часто рас­сматриваются как результат исторического развития. Так, С.П. Цепаев под социальными нормами понимает «сло­жившиеся в социально-исторической практике и выражен­ные в институционально-системной форме объективные регуляторы деятельности и общественных отношений, от­ражающие их особенности и взаимную связь» [12] . С данным утверждением можно согласиться только частично, так как далеко не все социальные нормы становятся результатом исторической практики. Отдельные регуляторы могут воз­никнуть до появления соответствующей практики, т.е. по­явление норм может предшествовать ожидаемым отноше­ниям. Эта особенность характерна не только для ряда пра­вовых норм, но и, например, для некоторых обычаев, дей­ствующих в международном праве. Некоторые авторы в понятии «социальная норма» указывают на возможность двух способов их появления. Одни социальные нормы складываются исторически, другие устанавливаются соз­нательно [13] . Под «историческим» складыванием норм может пониматься только длительный процесс появления какого- либо правила.

В.Д. Плахов полагает, что в основе всех нормопроцес- сов лежит особого рода человеческая деятельность по ор­ганизации общественных отношений. Он рассматривает социальные нормы в субстанциональном (субъективно присвоенная организация общественных отношений) и функциональном (средство субъективного овладения об­щественной организацией) аспектах.

На практике социальная норма может сложиться за относительно небольшое время, так как для социальных норм характерны две особенности. С одной стороны, со­циальные регуляторы носят обязательный и консерватив­ный характер, поэтому социальные нормы достаточно ус­тойчивы к изменениям. С другой стороны, социальные нормы соответствуют общественному развитию, а следо­вательно, они должны изменяться, иначе социальная норма устареет и ее применение потеряет всякий смысл.

Читайте также:  Регуляторы давления расхода уровня температуры

Гибкость социальных норм позволяет им всегда соот­ветствовать общественным интересам. Поэтому далеко не все социальные нормы стали результатом длительного процесса. Социальная норма может появиться практиче­ски одновременно с изменением общественных отноше­ний, так как для общественных отношений характерно це­ленаправленное непрерывное социальное регулирование. Социальные нормы очень гибко реагируют на все измене­ния, что позволяет обеспечить непрерывность воздейст­вия на общественные отношения. Появление любой соци­альной нормы вызвано общественной необходимостью. Новые социальные нормы появляются на основе сущест­вующих в данном обществе принципов (моральных, рели­гиозных и т.д.). В отличие от социальных норм, социаль­ные принципы практически не изменяются, так как они но­сят обобщенный характер и отражают «вечные» ценности общества (такие, как уважение к старшим, помощь близко­му и т.д.). Социальные нормы всегда конкретны, что дела­ет их гибкость необходимостью.

В литературе нет однозначного подхода к понятию «социальная норма».

Анализ социальных норм позволяет дать характери­стику отношениям в обществе. В.С. Нерсесянц под соци­альными нормами понимает «повторяющиеся и устойчи­вые общественные связи, возникающие в процессе дея­тельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции» [18] . Некоторые авторы связывают социаль­ные нормы с материальным развитием общества [19] , указы­вают сознательно-волевой характер [20] , рассматривают как критерий оценки поведения людей и средство контроля со стороны всего общества [21] , как отражение потребностей общественной жизни [22] и т.д.

По нашему мнению, социальные нормы — это регуляторы общего характера, выработанные в ходе общественного развития и содержащие конкретные правила поведения.

1. Общий характер предписаний (т.е. социальные нор­мы распространяются на типичные ситуации).

2. Обязательный характер для участников отношений (выполнение правила поведения может обеспечиваться порицанием или осуждением со стороны общества, а также принудительной силой государства).

3. Способность регулировать общественное поведе­ние (т.е. воздействовать на общественные отношения с целью их стабилизации и обеспечения целенаправленно­сти).

4. Наличие одобрения со стороны общества (боль­шинство членов общества поддерживает предписания со­циальных норм, так как они учитывают интересы большей части населения).

5. Наличие конкретного «предписания» поведения (со­циальная норма всегда содержит четкое правило, по­скольку отсутствие четкости предписания или различное понимание социальной нормы не может гарантировать стабильное развитие общества).

6. Соответствие уровню развития и потребностям об­щества.

Основное назначение социальных норм — это упоря­дочение общественных отношений. Очень точно назначе­ние социальных норм охарактеризовал Л. Дюги. По его мнению, «социальная норма не может создать настоящих прав ни в пользу индивида, ни в пользу общества, она только создает всякому индивиду известное положение в обществе, тесно ограниченное положением других, и при­нуждает его к известному активному или пассивному обра­зу действий» [23] .

Таким образом, социальные нормы призваны созда­вать поведенческие рамки для членов общества, которые не позволяют перейти к хаотичным отношениям. Социаль­ные нормы определяют границы должного и возможного поведения индивида. Данные рамки поведения являются выражением требований общества к поведению человека. Действие неправовых социальных регуляторов не зависит от воли государства, они появляются и исчезают в зави­симости от потребностей общества. Способность оказы­вать регулирующее воздействие зависит от наличия обще­ственной потребности в таком воздействии. Следователь­но, социальные регуляторы не только регулируют обще­ственные отношения, но и являются отражением общест­ва.

Социальные нормы очень разнообразны по характеру предписаний, сфере действия и т.д. В научной литературе нет единого подхода к классификации видов социальных норм. К их числу, как правило, относят: правовые нормы, нормы морали, нормы традиций, нормы обычаев и ритуа­лы, нормы общественных организаций, религиозные нор­мы, политические нормы и иные регуляторы. Такой пере­чень социальных норм поддерживают далеко не все авто­ры. Так, С.И. Вильнянский критикует авторов, которые

включают обычаи в число социальных норм , так как по­лагает, что обычай не является социальной нормой. На наш взгляд, к социальным нормам не относятся традиции и мораль. Традиции и мораль необходимо рассматривать не как нормы, а как основу или своеобразный фундамент для формирования и функционирования социальных норм. В научной литературе можно выделить несколько подходов к понятию «традиция», которое рассматривается как:

1. Социальная норма, обладающая трансцендентным

регулятивным воздействием на общественные отношения и поведение людей 23 .

Читайте также:  Регулятор давления топлива ford kuga

2. Как специфическая форма отражения и закрепления

общественных отношений в сознании и поведении лю- — 26

3. Как проявление повторяемости общественных от­ношений на одном уровне сложности и как повторяемость

общественных отношений на различных уровнях сложно-

И.В. Суханов, сопоставляя обычаи и традиции, прихо­дит к выводу, что диапазон выбора поступка человеком в рамках традиции неизмеримо шире, чем в рамках обычая. Обычай формирует простые привычки, которые имеют ха­рактер автоматизма. Традиции формируют сложные при­вычки, которыми является направленность поведения. И.В. Суханов под простой привычкой понимает пассивную форму приспособления к социальной среде, а под слож­ной — активную форму приспособления к требованиям жизни, которая ориентирует поведения человека [24] [25] [26] [27] [28] .

Авторы единодушно сходится в том, что традиции ха­рактеризуются повторяемостью, устойчивостью. Эти чер­ты являются характерными и для социальных норм. Нали-

чиє повторяемости и устойчивости не является основани­ем для включения традиций в число социальных норм.

По нашему мнению, понятие традиция можно рассмат­ривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под традицией следует понимать тенденции (или закономерности) в социальной сфере. В узком понимании традиция — это совокуп­ность принципов взаимоотношений в обществе, которые являются основой для формирования социальных норм. Традиции носят обобщенный характер, нормы же всегда конкретны. По­этому на основе традиции может появится большое коли­чество социальных норм, которые будут детализировать должное поведение. Традиции в отличие от социальных норм более консервативны и устойчивы. Одна традиция может стать основой для появления нескольких «поколе­ний» социальных норм. Традиции очень прочно отража­ются в сознании и воспринимаются индивидом как импе­ративные правила, поэтому иногда традиции могут высту­пать в качестве самостоятельного социального регулято­ра.

В понятие «мораль» авторы также вкладывают раз­личный смысл и употребляют в следующих значениях:

1. Синоним нравственности [29] .

2. Совокупность нравственных норм и принципов [30] .

3. Форма общественного сознания [31] .

4. Форма социального контроля, имеющая специфиче­ское содержание, форму, способы и методы осуществле­ния требований общественной дисциплины [32] .

Мы считаем, что мораль — это совокупность нравственных ценностей общества. Моральные нормы выступают в качест­ве принципов как для формирования традиций, так и для формирования социальных норм. Мораль формирует об­щественное мнение.

Традиции и мораль имеют общие с социальными нор­мами признаки:

1. Стабильность и устойчивость.

2. Способность регулировать общественные отноше­ния.

3. Наличие одобрения со стороны общества.

При этом традиции и мораль не содержат конкрет­ных предписаний, а устанавливают только «поведенче­ские рамки», которые выступают основой для появления и действия социальных норм. При отсутствии социаль­ной нормы человек руководствуется моральными прин­ципами. Таким образом, можно отметить, что, хотя тра­диции и мораль не являются нормами, они относятся к числу социальных регуляторов.

Понятие «социальный регулятор» шире понятия «социальная норма». Социальные регуляторы включают как социальные нормы, так и принципы, ценности обще­ства, способные оказывать воздействие на обществен­ное развитие. Мораль и традиции являются регулятором, так как создают систему принципов и общие границы по­ведения. В научных работах часто встречается понятие «групповая» или «общественная» мораль [33] . Через эти по­нятия авторы раскрывают оценочный характер морали.

К социальным регуляторам также относится рели­гия. Социальные нормы содержат конкретные предписа­ния для участников отношений. Моральные устои могут служить основой и для правового регулирования. Но­вые социальные нормы появляются на основе традиций и морали.

Таким образом, можно выделить двойственный харак­тер традиций и морали. С одной стороны, они не являются социальными нормами, с другой — могут воздействовать на общественные отношения. На основе всего вышеска­занного можно сделать вывод, что традиция и мораль от­носятся к числу социальных регуляторов.

Источник



Социальное регулирование: понятие, цели, структура. Социальные регуляторы.

Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования.

Порядок в обществе – необходимое условие его нор­мальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность обществен­ных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок в обществе не означает отсутствие конфликтов. Конфликты будут в силу того, что у людей существуют разные интересы. Порядок в обществе означает, что созданы нормы, регулирующие общественные отношения, определяющие требуемое или допустимое поведение людей, а также цивилизованный порядок разрешения конфликтов и возмещения вреда.

Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и органи­заций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Читайте также:  Регулятор тормозных сил ваз 2108 устройство

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противо­речий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому.

Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.

Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдель­ным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем вы­полнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позво­ляет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование – упорядочение поведе­ния людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, этало­нов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчинять­ся все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостат­ков. Поэтому обычно нормативное регулирование осу­ществляется в сочетании с индивидуальным.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.

В их числе выделяют следующие:

1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)

2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей)

3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей)

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы.

Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего ха­рактера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепле­ния и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директив­ный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.

Источник