Меню

Для чего предназначены регулятор напряжения ограничитель тока реле обратного тока

Для чего предназначены регулятор напряжения ограничитель тока реле обратного тока

Электрооборудование двигателей внутреннего сгорания


Наши дополнительные сервисы и сайты:

e-mail: office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru
icq: 613603564
skype: matrixplus2012
телефон +79173107414
+79173107418

г. С аратов

Реле обратного тока

Генератор работает совместно с реле-регулятором, который состоит из реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока нагрузки. В большинстве случаев эти реле размещают на общей панели и называют реле-регулятором.

Реле обратного тока. Реле обратного тока (РОТ) предназначено для автоматического соединения генератора с внешней цепью, если напряжение на зажимах генератора больше э. д. с. аккумуляторной батареи.

Реле обратного тока состоит из ярма 10 (рис. 11) с сердечником, на котором намотаны две катушки: параллельная (шунтовая) ШО и последовательная (сериесная) СО.

Обмотка ШО является основной и состоит из большого числа витков с последовательно включенным сопротивлением температурной компенсации; обмотка СО состоит из малого числа витков толстого провода, через эту обмотку протекает ток нагрузки генератора.

Якорь 5, имеющий контакт 4, подвешен к ярму через термобиметаллическую пластинку 7 шунтированную

проводником 8. Якорь оттягивается от сердечника ярма пружиной Р; движение якоря вверх фиксируется ограничителем 6, а вниз — неподвижным контактом 3, укрепленным на стойке 2.

При напряжении, развиваемом генератором ниже 6-7 в для 6-вольтового электрооборудования, 12-13 в для 12-вольтового оборудования и 24-26 в для 24-вольтового оборудования, контакты 3 и 4 реле обратного тока разомкнуты пружиной 9 и все потребители питаются от аккумуляторной батареи 1.

Шунтовая обмотка ШО реле обратного тока всегда находится под полным напряжением генератора и намагничивает сердечник. Сериесная обмотка СО одним концом соединена с плюсовым зажимом генератора 11, а вторым — с ярмом 10.

Читайте также:  Зарядное устройство напряжение питание 12 вольт

Рис. 11. Схема реле обратного тока: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - стойка; 3 - неподвижный контакт; 4 - подвижный контакт; 5 - якорь; 6 - ограничитель; 7 - термобиметаллическая пластинка; 8 - шунтирующий проводник; 9 - пружина; 10 - ярмо; 11 - генератор; ШО - шунтовая обмотка; СО - сериесная обмотка

Рис. 11. Схема реле обратного тока: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — стойка; 3 — неподвижный контакт; 4 — подвижный контакт; 5 — якорь; 6 — ограничитель; 7 — термобиметаллическая пластинка; 8 — шунтирующий проводник; 9 — пружина; 10 — ярмо; 11 — генератор; ШО — шунтовая обмотка; СО — сериесная обмотка

По мере увеличения числа оборотов якоря увеличивается напряжение на его зажимах и при напряжении, несколько превышающем э. д. с. аккумуляторной батареи, магнитное поле обмоток реле (в основном ШО) преодолевает сопротивление пружины и контакты реле обратного тока замыкаются. После замыкания контактов сердечник намагничивается еще сильнее, так как через обмотку СО пойдет ток нагрузки генератора, а направление движения тока в обмотках СО и ШО одинаковое.

При уменьшении числа оборотов якоря генератора уменьшается напряжение на его зажимах и, когда напряжение генератора станет ниже э. д. с. батареи, ток из батареи пойдет в генератор через сериесную обмотку реле (направление тока в шунтовой обмотке не изменится). Обратное направление тока в сериесной обмотке реле значительно уменьшает магнитный поток в сердечнике и под действием пружины контакты реле разомкнутся.

Время протекания обратного тока до момента размыкания контактов реле составляет 3-4 сек, а величина обратного тока не превышает 0,5-6,0 а.

Для уменьшения влияния температуры обмотки на ее сопротивление часть шунтовой обмотки выполнена из константановой проволоки, почти не изменяющей своего сопротивления при изменении

температуры. Кроме того, якорь реле подвешен к ярму на термобиметаллической пластинке. По мере нагрева реле и уменьшения магнитного потока, создаваемого шунтовой обмоткой, биметаллическая пластинка изгибается. При изгибе биметаллическая пластинка ослабляет действие пружины, прижимая якорь к сердечнику. Это обеспечивает замыкание контактов реле при неизменном напряжении на зажимах генератора независимо от температуры обмоток реле.

Читайте также:  Схема двух однофазных трансформаторов напряжения

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Источник



Реле-регулятор и реле обратного тока

Реле-регулятор состоит из трех приборов, укрепленных на общей панели: реле обратного тока (РОТ), ограничителя тока (ОТ) и регулятора напряжения (РН). Реле-регулятор устанавливают в моторном отсеке автомобиля на передней стенке кабины (кузова).

Зажимы Я и Ш реле-регулятора соединены соответственно с зажимами Я и Ш генератора, а зажим Б реле-регулятора — через зажим стартера 28 с аккумуляторной батареей 29. Зажимы М (масса) корпусов реле-регулятора и генератора также соединены между собой проводом.

Реле обратного тока автоматически соединяет генератор с аккумуляторной батареей и потребителями, когда напряжение генератора становится выше напряжения батареи, и разъединяет цепь между ними, если напряжение генератора падает ниже напряжения батареи. Это необходимо по следующим причинам.

Когда напряжение генератора выше напряжения батареи и цепь между ними замкнута, ток от генератора проходит через батарею и заряжает ее, пополняя запас энергии, расходуемой на питание потребителей.

Если напряжение генератора из-за уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя станет ниже напряжения батареи, а цепь между ними останется замкнутой, ток из батареи пойдет через генератор и она будет разряжаться. При остановке двигателя разрядный ток батареи может достигнуть недопустимо большой силы и, помимо сильного разряда батареи, повредить («сжечь») обмотки генератора.

Реле обратного тока состоит из сердечника 4, ярма якоря 5 с подвижным контактом и стойки с неподвижным контактом. На сердечнике имеются толстая последовательная 8 и тонкая параллельная 7 обмотки.

Когда двигатель не работает, якорь реле под действием пружины 3 занимает крайнее верхнее положение, контакты 6 реле разомкнуты и цепь между аккумуляторной батареей и генератором прервана.

Читайте также:  Типы трансформаторов напряжения 10 квт

Во время работы двигателя на малых оборотах холостого хода ток генератора проходит через обмотки реле по следующей цепи: положительная щетка — зажим Я генератора — зажим 9, реле-регулятора — обмотки 10 ОТ и 8 РОТ — ярмо 1 — сердечник 4 — обмотка 7 — масса — отрицательная щетка. При этом обе обмотки реле намагничивают сердечник.

Пока частота вращения якоря и напряжение на щетках генератора невелики, контакты РОТ разомкнуты, так как намагничивающее действие его обмоток недостаточно для преодоления силы упругости пружины 3. Когда по мере повышения частоты вращения якоря генератора его напряжение достигает 12 — 13 в, сердечник РОТ намагничивается сильнее, притягивает якорь 5 и замыкает контакты 6, соединяя генератор с батареей.

После этого от генератора к батарее пойдет зарядный ток по следующей цепи:
положительная щетка — зажим Я генератора — зажим Я реле-регулятора — обмотки 10 ОТ и 8 РОТ — ярмо 1 РОТ — якорь 5 — контакты 6 — зажим Б реле- регулятора — зажим- стартера 28 — батарея 29 — масса — отрицательная щетка.

Если при понижении числа оборотов напряжение генератора станет ниже напряжения батареи, по описанной цепи пойдет ток обратного направления из батареи в генератор.

Проходя через последовательную обмотку 8 РОТ, он создает в сердечнике РОТ магнитное поле с полярностью, обратной полярности магнитного поля параллельной обмотки, вследствие чего суммарное поле обеих обмоток становится слабее и пружина 3 якоря размыкает контакты реле, прерывая цепь между генератором и батареей (размыкание происходит при обратном токе силой 0,5 — 6 а).

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Источник