Допускаемые напряжения для сварных швов
Допускаемые напряжения для сварных швов при статической нагрузке определяют по табл. 4.1 в зависимости от допускаемого напряжения [σ]р основного металла на растяжение:
(4.3)
где σт — предел текучести основного металла; [s]T — допускаемый коэффициент запаса прочности; [s]T= 1,35. 1,6 —для низкоуглеродистой и [s]T = 1,5. 1,7 — для низколегированной стали.
Рекомендации по конструированию сварных соединений
1. Из-за дефектов сварки на концах сварного шва (в местах зажи-гания и гашения дуги) минимальная длина шва должна быть не менее 30 мм.
2. В нахлесточных соединениях (см. рис. 4.4, а) длину перекрытия принимают не менее 4δ, где δ — минимальная толщина свариваемых деталей.
3. Длина лобовых швов не ограничивается. Длина фланговых швов ограничивается: lфЛ 2 ). Сварка ручная дуговая электродом типа Э50А. Размеры уголка: А = 32 мм, 3) = 9,4 мм, d=4 мм.
Решение. 1. Катет сварного шва. Внахлесточных соединениях угловыми швами катет сварного шва принимают равным толщине свариваемых деталей (см. § 4.2). Принимаем k = d=4 мм. Расчетная высота опасного сечения шва h-u,lk.
2. Допускаемое напряжениесреза. По формуле (4.3) находим допускаемые напряже
ния основного металла на растяжение при [s]T = 1,5:
По табл. 4.1 допускаемые напряжения среза для сварных соединений
3. Суммарная длина фланговых швов[формула (4.2)]:
4. Длины фланговых швов [формула (4.4)):
Паяные соединения
Паяные соединения — неразъемные соединения, образуемые силами молекулярного взаимодействия между соединяемыми деталями и присадочным материалом, называемым припоем.
Припой — сплав (на основе олова, меди, серебра) или чистый металл, вводимый в расплавленном состоянии в зазор между соединяемыми деталями. Температура плавления припоя ниже температуры плавления материалов деталей.
По конструкции паяные соединения подобны сварным (рис. 4.9, а — ж). Преимущественное применение имеют соединения нахлесточные. Стыковые и тавровые соединения применяют при малых нагрузках.
Рис. 4.9. Основные типы паяных соединений:
а — стыковое; б— нахлесточное; в — косостыконое; г —тавровые; д — с одной накладкой; е — телескопическое; ж — сотовая конструкция
В отличие от сварки пайка позволяет соединять не только однородные, но и разнородные материалы: черные и цветные металлы, сплавы, керамику, стекло и др.
При пайке поверхности деталей очищают от окислов и обезжиривают с целью получения хорошей смачиваемости поверхностей припоем и качественного заполнения им зазоров. Нагрев припоя и деталей в зависимости от их размеров осуществляют паяльником, газовой горелкой, ТВЧ, в термических печах и др. Для уменьшения вредного влияния окисления поверхностей деталей при пайке применяют флюсы (на основе буры, канифоли, хлористого цинка), а также паяют в вакууме или в среде нейтральных газов (аргона). Расплавленный припой растекается по нагретым поверхностям стыка деталей и при охлаждении затвердевает, прочно соединяя детали.
Размер зазора в стыке определяет прочность соединения. При малом зазоpe лучше проявляется эффект капиллярного течения припоя, процесс растворения материала деталей в расплавленном припое распро-еграняется на всю толщину паяного шва (прочность образующегося раствора на 30. 60 % выше прочности припоя).
Размер зазора принимают 0,01. 0,25 мм в зависимости от припоя (легкоплавкий или тугоплавкий) и материала деталей.
Припои с температурой плавления до 400 °С называют легкоплавкими. Наиболее широкое применение имеют оловянно-свинцовые, оло-вянно-свинцовые сурьмянистые припои (марок ПОС90, ПОС61). Эти припои не следует применять для соединений, работающих при температуре свыше 100 «С или подверженных действию ударных нагрузок.
Припои с температурой плавления свыше 400 0 С называют тугоплавкими (серебряные или на медной основе). Припои на медной основе отличаются повышенной хрупкостью, их применяют для соединения деталей, нагруженных статической нагрузкой. Серебряные припои (марок ПСр40, ПСр45) применяют для ответственных соединений. Они устойчивы против коррозии и пригодны для соединения деталей, воспринимающих ударную и вибрационную нагрузки.
Достоинствомпаяных соединений является возможность соединения разнородных материалов, стойкость против коррозии, возможность соединения тонкостенных деталей, герметичность, малая концентрация напряжений вследствие высокой пластичности припоя. Пайка позволяет распаивать соединение, а также получать соединения деталей в скрытых и труднодоступных местах конструкции.
Недостатком пайки по сравнению со сваркой является сравнительно невысокая прочность, необходимость малых и равномерно распределенных зазоров между соединяемыми деталями, что требует их точной механической обработки и качественной сборки, а также предварительной обработки поверхностей перед пайкой.
Применениепаяных соединений в машиностроении расширяется в связи с внедрением пластмасс, керамики и высокопрочных сталей, которые плохо свариваются. Пайкой соединяют листы, стержни, топливные и масляные трубопроводы, лопатки турбин и др. Ее широко применяют в автомобилестроении (радиаторы и др.) и самолетостроении (обшивка из тонких стальных листов с сотовым промежуточным заполнением, см. рис. 4.9, ж). Пайка является одним из основных видов соединений в радиоэлектронике и приборостроении. Процессы пайки поддаются механизации и автоматизации.
Расчет на прочностьпаяных соединений выполняют на сдвиг методами сопротивления материалов. Надо учитывать, что в нахлесточном соединении площадь расчетного сечения равна площади контакта деталей. Для нахлесточных соединений деталей из низкоуглеродистой стали, полученных оловянно-свинцовыми припоями (марки ПОС40), допускаемое напряжение на сдвиг [τ]с = 60 Н/мм 2 .
Клееные соединения
Клееные соединения применяют для деталей из металла и неметаллических материалов. Это соединение деталей неметаллическим веществом (клеем) посредством поверхностного схватывания и межмолекулярной связи в клеящем слое.
Достоинстваклееных соединений — возможность соединения дета-лей из однородных и неоднородных материалов, герметичность, стойкость против коррозии, возможность соединения очень тонких листо-выx деталей, малая концентрация напряжений и высокое сопротивление усталости, малая масса.
Недостатки— сравнительно невысокая прочность, необходимость тщательной подготовки поверхностей под склеивание, снижение несущей способности при повышенных температурах.
На прочность клееных соединений влияют характер нагрузки, конструкция соединения, тип и толщина слоя клея (при увеличении толщины прочность падает), технология склеивания и время эксплуатации (с течением времени прочность некоторых клеев уменьшается).
Технология склеиваниядеталей состоит из ряда последовательных операций: взаимной пригонки склеиваемых поверхностей, получения шероховатости (обработкой пескоструйным аппаратом или зачисткой наждачной шкуркой), удаления пыли, обезжиривания (растворителем); нанесения клея на подготовленные поверхности, сборки и выдержки соединения при требуемых давлении и температуре.
Шероховатость увеличивает поверхность склеивания. Оптимальная толщина слоя клея 0,05. 0,15 мм (зависит от вязкости клея и давления при склеивании). Длительная выдержка при склеивании является недостатком этого соединения.
На практике применяется большое количество марок клея, отличающихся хорошими физико-механическими и технологическими свойствами (клеи марок БФ, ВК-1, ВК-2, МПФ-1 и др.).
Наибольшее применениев машиностроении получили клееные соединения, работающие на сдвиг. Поэтому предпочтительнее нахлесточ-пые соединения.
Расчет на прочностьклееных соединений производят на сдвиг метопами сопротивления материалов. Допускаемое напряжение на сдвиг |τ|с= 10. 30 Н/мм 2 .
Клееными соединениями создают новые конструкции (сотовые, слоистые), отдельные зубчатые колеса соединяют в общий блок, повышают прочность сопряжения зубчатых венцов со ступицами, ступиц с валами, закрепляют в корпусе неподвижное центральное зубчатое колесо 4 планетарной передачи (см. рис. 16.3), наружное кольцо подшипника качения, стопорят резьбовые соединения, крепят пластинки режущего инструмента и др. Для повышения прочности применяют комбинированные соединения: клееклепаные, клеесварные (с точечной сваркой), клеерезьбовые.
Контрольные вопросы
1. Какие преимущества имеют сварные соединения? Область применения сварных соединений.
2. Как образуется сварной шов? Типы сварных швов.
3. Какие факторы учитывают при выборе допускаемых напряжений для расчетов на прочность сварных соединений?
4. Как рассчитывают стыковое сварное соединение, нагруженное растягивающей силой?
5. Каковы достоинства и недостатки паяных соединений по сравнению со сварными? Область их применения.
6. Каковы достоинства и недостатки клееных соединений по сравнению со сварными? Область их применения.
Источник
Допускаемые напряжения для сварных швов
Ниже приведены условия прочности по допускаемым напряжениям для наиболее употребительных видов нагружения (допускаемые напряжения в сварных швах для отличия от их напряжений в целых сечениях отмечают щтрихом [ σ ‘] и [т’]). Значения допускаемых напряжений выбирают по табл. 4.1.
4.1. Допускаемые напряжения для сварных швов соединений из низкоуглеродистых и низколегированных сталей
Если материал в околошовной зоне существенно ослаблен при сварке (высокопрочные стали), то расчет швов заменяется расчетом соединения по сечению в этой зоне.
Напряжения от изгибающего момента Μ в плоскости соединяемых элементов
где Wc — момент сопротивления расчетного сечения шва.
Напряжения от изгибающего момента в плоскости соединяемых элементов и растягивающей (или сжимающей) силы F
При снятых механической обработкой усилениях шва и его хорошем выполнении концентрации напряжений в стыковых швах практически не бывает. В швах с усилением наибольшая концентрация возникает на краях усиления. Коэффициент концентрации в швах с большим усилением достигает 1,6.
Нахлесточные соединения, как правило, выполняют угловыми швами.
Угловые швы по расположению относительно нагрузки разделяют на: поперечные или лобовые, расположенные перпендикулярно направлению силы (рис. 4.2, а); продольные или фланговые, расположенные параллельно направлению силы (рис. 4.2, б); косые, расположенные под углом к направлению силы (рис. 4.2, е); комбинированные, представляющие собой сочетание двух или всех трех перечисленных швов (рис. 4.2, г).
Лобовые швы во избежание возникновения повышенных напряжений изгиба следует накладывать с двух сторон, а перекрытие соединяемых элементов должно быть не меньше 4 s (рис. 4.3, а).
Максимальную длину лобовых и косых швов не ограничивают. Длину фланговых швов рекомендуют выбирать не более (50. 60) k , где k — катет треугольника по* перечного сечения шва. Из-за неизбежны* по концам швов дефектов, влияющих на их прочность, длину угловых швов выбирают не менее 30 мм.
Источник