Меню

Электронный регулятор частоты вращения электродвигателя отопителя 31105

Контроллер электровентилятора отопителя “Аквилон»

Бесплатная версия контроллера
электровентилятора отопителя “Аквилон»

Бесплатный контроллер электровентилятора отопителя Это просто открытая версия, аналогичная коммерческому продукту. Она предназначена для самостоятельного повторения любыми желающими. Кто хочет купить коммерческий продукт — переходите на страничку контроллера электровентилятора отопителя “Аргест» . Он более универсален, может быть установлен на все российские и зарубежные машины, но предполагает крайне небольшой монтаж проводов (всего три провода).

Всю необходимую документацию для изготовления “СиличЪ-Аквилон» можно скачать здесь.

Состав документации будет дополняться необходимыми инструкциями.

Печатные платы и прошитый процессор, как самые «тяжелые» позиции можно заказать у нас. Возможно также и комплектование активными элементами, но оно более ограничено. Пассивные элементы нужно приобретать у поставщиков радиоэлементов.

“Аквилон» – это ШИМ регулятор частоты вращения электродвигателя отопителя (далее интеллектуальный резистор “СиличЪ-Аквилон»), выполняющий не только все функции штатного дополнительного резистора, но и реализующий новые полезные в эксплуатации функции. «Поумневший» дополнительный резистор способен регулировать ток электровентилятора с шагом 5%, то есть интеллектуальный резистор “Аквилон» может без потерь энергии плавно управлять мощностью потока воздуха, поступающего из воздуховода системы отопления в салон автомобиля.

Базой для разработки интеллектуального резистора “Аквилон» стала отопительная система автомобиля Лада «КАЛИНА» (и ей аналогичные, например «Шевроле-НИВА», ВАЗ семейства 2110 датой выпуска позднее сентября 2003 года, и «Приора» 2170, не оборудованная кондиционером).

Однако основное применение интеллектуальный резистор “Аквилон» найдет практически во всех иномарках без климат-контроля (только с кондиционером и без него), поскольку представленная ниже схема включения применяется повсеместно.

Схема штатного отопителя

В такой отопительной системе электродвигатель отопителя имеет только 4 фиксированные скорости вращения, выбираемые переключателем. Максимальная мощность потока воздуха задается переводом переключателя в положение «4». В этом положении электродвигатель запитывается непосредственно от аккумуляторной батареи, минуя дополнительный резистор, и его ротор вращается с максимальной скоростью. Для реализации меньших частот вращения в цепь питания электродвигателя подключается дополнительный резистор, конструктивно включающий в себя три резистора: 0,2 Ом, 0,5 Ом и 0,9 Ом. Так, в положении «3» проходящий через электродвигатель ток ограничивается сопротивлением 0,2 Ом, в положении «2» — сопротивлением 0,5+0,2=0,7 Ом, в положении «1» — сопротивлением 0,9+0,5+0,2=1,6 Ом.

Такую же или подобную схему управления скоростью вращения электровентилятора отопительной системы имеют подавляющее большинство отечественных и импортных автомобилей, не оборудованных кондиционером.

Читайте также:  Реле регулятор 2110 3701500

Описываемая схема управления имеет два существенных недостатка:

  • Количество ступеней регулировки частоты вращения электродвигателя явно недостаточно для комфортной эксплуатации отопительной системы.
  • Применяемые дополнительные резисторы крайне ненадежны и часто выходят из строя из-за перегрева, создавая владельцу ненужные хлопоты по замене выгоревшего элемента.

Применяемые дополнительные резисторы отопителя

Понимая все неприятности, связанные с эксплуатацией штатных дополнительных резисторов, КБ ООО «СИЛИЧЪ» разработало микропроцессорный регулятор частоты вращения электродвигателя отопителя «Аквилон», свободный от вышеназванных недостатков. Интеллектуальный резистор “Аквилон» предназначен для замены дополнительного резистора отопителя и устанавливается на его место в «лючке» воздуховода. Штатная проводка автомобиля при замене, как это ни удивительно, сохраняется полностью.

Otopitel-Acvilon-shema

Поскольку в штатном исполнении к дополнительному резистору не подводится «минусовая» цепь аккумулятора, а функционирование радиоэлектронных компонентов интеллектуального резистора «СиличЪ-Аквилон» без такой цепи невозможно, при монтаже необходимо выходящий из ШИМ регулятора одиночный провод соединить с корпусом автомобиля. Разъем, в который ранее включался дополнительный резистор, пересоединяется в разъем интеллектуального резистора «СиличЪ-Аквилон».

Опытный образец отопителя “Аквилон

При совместной работе интеллектуального резистора «Аквилон» со штатным переключателем электродвигателя отопителя, функции его положений изменятся, кроме положения «4», при нахождении в котором по-прежнему будет развиваться максимальная 100% мощность потока воздуха.

А назначения положений «1», «2» и «3» становятся существенно другими, они выполняют задачу практически плавного изменения частоты вращения электровентилятора.

При нахождении переключателя в положении «1» ШИМ регулятор «Аквилон» с периодом 1 сек уменьшает на 5% частоту вращения. Минимально достижимая частота вращения составляет 20% от максимально достижимой при нахождении переключателя в положении «4». Положение «3» переключателя выполняет прямо противоположную роль – каждую 1 сек контроллер увеличивает на 5% частоту вращения до 70% от максимально достижимой. Перевод переключателя в положение «2» автоматически фиксирует (запоминает) ту частоты вращения, которая была установлена водителем в одном из положений «1» или «3» переключателя.

Второй вариант управления совмещен с первым. Заключается он в следующем. Если переключения из положения «2» производить щелчками с обратным возвратом, то скорость обдува будет меняться на 1 ступень. В дороге этот вариант удобнее, там обычно надо либо чуть-чуть добавить или убавить.

ШИМ регулятор частоты вращения электродвигателя отопителя «Аквилон» обеспечивает 12 скоростей вращения ротора электродвигателя. Более подробно принципы и преимущества ШИМ-регулирования описаны в статье ‘БУ ЭВСО ‘Борей’: внутреннее устройство ШИМ-регулятора оборотов’.

Читайте также:  Регулятор давления топлива признаки неисправности дизель

Внешний вид панели с отопителем “Аквилон

Дополнительно к основной функции регулировки частоты вращения контроллер «Аквилон» осуществляет защиту от короткого замыкания (электронный предохранитель) и от воздействия пониженного (менее 10,8 В) и повышенного (более 14,5 В) напряжения аккумуляторной батареи.

Контроллер электровентилятора отопителя Контроллер электровентилятора отопителя Контроллер электровентилятора отопителя Контроллер электровентилятора отопителя Контроллер электровентилятора отопителя Контроллер электровентилятора отопителя Контроллер электровентилятора отопителя

При коротком замыкании в цепи нагрузки (обмотки электродвигателя) контроллер «Аквилон» отключает на 60 сек. силовую цепь питания электродвигателя. По окончании этого защитного интервала времени силовая цепь подключается вновь. Если короткое замыкание к этому времени устранено не будет, силовая цепь опять разомкнется на 60 сек. и процесс будет непрерывно повторяться до устранения короткого замыкания в цепи нагрузки.
Токи питания электродвигателя более 40 Ампер контроллер квалифицирует как короткое замыкание.

При уходе напряжения аккумуляторной батареи из интервала от 10,8 В до 14,5 В, силовая цепь питания электродвигателя отключается на 10 сек, после чего напряжение питания тестируется вновь.

Установка Монтаж контроллера “Аквилон» на автомобиль не требует никакой квалификации или специальной подготовки. Пример установки на Шевролет-Ниву (Ваз21214) показан здесь.

Интеллектуальный резистор “СиличЪ-Аквилон» был разработан под Ладу Калину. Ничто принципиально не мешает устанавливать регулятор и на других автомобилях с иной конструкцией дополнительного резистора и переключателя частоты вращения.

Вот резистор с нашего «Патриота», он же идет на все «Шкоды».

Источник



Доводим отопитель ГАЗ-31105: Холодно-горячо

К такой системе, когда владелец отдает машину в ремонт и, заплатив деньги, вскоре получает исправной, мы, видимо, придем еще не скоро. Если «отдать» и «заплатить», как правило, проблем не бывает, то с последним — собственно отремонтировать автомобиль, очень часто возникают трудности. Даже в гарантийный период.

На этот раз «врачу» пришлось «исцеляться самому» — помощь потребовалась редакционной «Волге» с американским двигателем. После нескольких визитов в гарантийный автосервис стало ясно, что особой помощи ждать от него не приходится. Как текла вода сквозь уплотнитель лобового стекла, так и течет. Мост как выл, так и воет. Но это проблемы всесезонные, а когда на дворе зима, больше всего беспокоит работа отопителя. В первый момент включения «печки» из нее шел горячий воздух, но через несколько секунд сменялся холодным. И так — при каждом повороте регулятора температуры.

На «Волге» с «Крайслером» отопитель не простой: за температурой в салоне следит электроника. Не надеясь более на сервис, решили искать электронного «клопа» самостоятельно.

Читайте также:  Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с автомобильным реле регулятором

Алгоритм управления климатом довольно своеобразен: чтобы перейти с «холода» на «тепло» или наоборот, левую «крутилку» нужно повернуть до упора в нужное положение, а затем вернуть на желаемую цифру. За температурой в салоне следит датчик на панели блока управления. Он дает команду исполнительному механизму воздушной заслонки, направляющей поток сквозь радиатор отопителя или в обход его, и открывает кран радиатора. Если кран и заслонки работают (это слышно при заглушенном двигателе), значит, неисправен датчик.

Снимаем ручки блока управления, вынимаем сам блок и, отжав «усы» крышки, разбираем его. «Клопов» здесь оказалось аж три, и каждый мог парализовать работу системы. Чтобы не выяснять, какой именно вредил в нашем случае, избавляемся от всех сразу.

Датчик покрыт толстой шубой из пыли и сажи. Этот токопроводящий слой вполне мог замкнуть его голые ножки. Головки винтов платы перекрывают токопроводящие дорожки печатного монтажа и тоже могут замыкать их — еще один возможный вариант.

Облуженные провода вентилятора, прогоняющего воздух через датчик, скручены в жгут. Между вентилятором, датчиком и каналом подвода воздуха к датчику — зазоры: не известно, какой воздух омывает датчик и, соответственно, чью температуру он измеряет.

Плату и датчик промываем спиртом, оголенные ножки, провода и участки платы изолируем — покрываем лаком, а под головки винтов ставим изолирующие шайбы. Чтобы гарантировать просасывание «нужного» воздуха через датчик, между заборником, платой и вентилятором ставим прокладки из двустороннего скотча.

Наш блок управления отопителем оказался исправным, и после сборки отопитель заработал как надо. Но, видимо, не всем везет: отечественная электроника — вещь капризная.

Если блок сгорел, а экспериментировать за свой счет желания нет, можно решить эту задачу иначе: перейти на альтернативное, «ручное» управление. Понадобятся две клавиши электростеклоподъемников и две лампочки. Соединяем их согласно схеме и устанавливаем в любом удобном месте.

Теперь, чтобы открыть или закрыть кран отопителя, нажимаем на соответствующую сторону клавиши, пока не засветится нить лампы (она будет гореть вполнакала).

Управление воздушной заслонкой — аналогичное, второй клавишей, а промежуточные положения достигаются короткими включениями (лампа при этом не горит).

Источник