Меню

Финансовый механизм государственные регуляторы

2.3. Финансовый механизм и его основные элементы

Финансовый механизм — это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов финансовых ресурсов и других денежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятельность предприятия.

Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулиро-вание финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, сложившуюся на предприятии, методы финансового управления, финансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационную базу и другие элементы. Нормативно-правовое регулирование представляет государственное начало в области финансовой политики и распространяется на налоговые отношения, инвестиционную деятельность, формы и методы расчетов, резервные требования, нормативы и др.

Определенный набор требований к организации финансов может содержать устав предприятия.

В качестве основных финансовых методов выступают финансовое планирование, финансовый и управленческий учет, финансовое регулирование, финансовый анализ и контроль. Опи обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, которые в процессе финансово-хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот, и, принимая разнообразные функциональные формы, материализуются во всевозможных активах.

В качестве одного из элементов этого механизма выступают финансовые инструменты. По международным стандартам бухгалтерского учета под финансовым инструментом следует понимать любой договор между двумя контрагентами, в результате которого у одного контрагента возникает финансовый актив, а у другого — финансовое обязательство долгового или долевого характера (участие в капитале). Финансовые инструменты делятся на первичные финансовые инструменты, включающие дебиторскую и кредиторскую задолженности, кредиты, займы, акции, облигации и долевые ценные бумаги, и вторичные (или производные) финансовые инструменты, к которым относятся опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и вагпот- ные свопы. В основе производных инструментов находится базисный актив в виде товара (акций, облигаций, векселей, валюты и т.п.), их цена будет зависеть от складывающейся цены базисного актива.

Финансовые рычаги и стимулы представляют достаточно широ-кий набор инструментов воздействия на предприятие и на контр-агентов с целью более эффективного использования ресурсов, выполнения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, штрафы, пени, неустойки, нормы амортизации, ставки процентов по кредитам и депозитам и т.п.

Финансовые показатели, нормативы, лимиты — элементы финансового механизма, позволяющие использовать определенные методы расчетов, а также организовать хозяйственную деятельность на пред- приятии согласно установленной системе показателей и утвержденной базе,

Кроме этого в финансовом менеджменте следует учитывать такие внешние регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки финансовых инструментов на фондовом рынке и т.п. По мере становления рынка роль названных регуляторов будет усиливаться, следовательно, будет возрастать их воздействие на финансовый механизм предприятия.

Эффективность финансового механизма обеспечивается только при условии активного использования всех финансовых категорий: выручки, прибыли, амортизации, основных фондов и оборотных средств, кредита, налогов и др.

и обеспечение условий их реализации

Жизнедеятельность любого предприятия обеспечивается в результате взаимодействия информационного, материального и финансового потоков, с помощью которых поддерживается связь с поставщиками, покупателями, банками, государственными и другими внешними структурами. Без этого невозможна хозяйственная деятельность предприятия. Недостаточность финансового обеспечения может создать непреодолимые трудности, так как финансовые потоки обеспечивают не только производственный процесс, но и другую деятельность предприятия. Финансовые решения в области финансового менеджмента принимаются на основе анализа, экономического обоснования и прогноза результата, выбора оптимального варианта привлечения и размещения денежных средств в интересах достижения поставленной цели. Выбор цели является наиболее ответственным моментом при выработке и принятии финансового управленческого решения. Цель формирует стратегию развития и тактику последующих действий, позволяет оценить результаты принятых решений и эффективность реализуемых мероприятий. Если целью является состояние объекта управления, то принимаемые финансовые решения должны обеспечивать максимизацию результата при минимизации затрат на его получение.

Для каждого из основных объектов финансового менеджмента на предприятии будут свои показатели результативности, но все они будут подчинены достижению главной цели — максимизации результатов деятельности предприятия, повышению его рыночной стоимости.

Текущая инвестиционная и финансовая деятельность требует адекватных решений, соразмерных складывающейся конъюнктуре рынка и реализуемой финансовой политике. Ценность принимаемых решений зависит не только от уровня квалификации и компетентности финансового менеджера, но и от оперативности его действий, профессиональной оценки положения собственного предприятия и контрагентов, представления последствий принятия финансового решения. Вместе с тем бесконечное количество факторов, влияющих на ситуацию, несовпадающая последовательность событий во времени, полнота и объем информации, уровень доступа к носителям и техническим средствам ее доставки требуют не только профессиональной оценки хозяйственной деятельности, но и необходимой в этом случае интуиции.

К внешним факторам воздействия следует отнести достижения техники, всеобщую глобализацию промышленных и финансовых рынков, колебания цен, налоговые асимметрии, операционные из-держки, изменения в законодательстве, усиление конкуренции и другие факторы. Среди внутренних факторов, от которых зависит качественный уровень принимаемых финансовых решений, следует отметить такие, как необходимость обеспечения ликвидности пред-приятия, нерасположенность субъектов финансового управления (в том числе акционеров) к риску, высокий уровень специального образования финансовых менеджеров, возникающие противоречия их интересов и интересов собственников.

Условием высокого качества принимаемых решений является использование научных подходов финансового менеджмента, современной теории финансов как методологической основы развития финансовых отношений, применения методов количественного анализа. Представляя синтез науки и искусства, финансовый менеджмент при сугубо практической направленности не может быть осуществлен без теоретических построений систем организации финансов, рынков капитала, общих принципов теории управления. Финансовая теория также тесно связана с бухгалтерским учетом, поэтому успешная pea- ¦ лизация управленческих решений зависит от знания принципов бухгалтерской отчетности, специфики проводимой на предприятии учетной политики.

Процесс разработки финансовых решений зависит от уровня информационного обеспечения, умения анализировать полученные данные и синтезировать на их основе варианты возможных решений. Качество информации является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности финансового менеджмента. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: достоверности, своевременности, достаточности, надежности, правовой корректности, адресности, возможности многократного использования, высокой скорости сбора, обработки и передачи информации, комплексности, возможности кодирования.

Читайте также:  Резистор для реле регулятора

Залогом успешной реализации принимаемых решений является наличие нескольких вариантов; выбор одного из вариантов осуществляется с учетом времени, экономической эффективности, других последствий. Необходимо обеспечить сопоставимость альтернативных вариантов, количество которых должно быть не меньше трех, а в качестве базового варианта должен выступать более поздний по времени вариант, поскольку все рассматриваемые варианты сопоставляются в первую очередь по времени.

Принимаемое финансовое решение не должно противоречить существующим правовым нормам и должно иметь правовую обоснованность. В настоящее время принимаются новые законы, регулирующие взаимодействие между производителем и потребителем, продавцом и покупателем. Введение правовых ограничений в деятельность хозяйствующих субъектов обеспечивает взаимопонимание и грозит на-рушителям штрафами или решением о полном прекращении работы предприятия.

В современных условиях от финансового менеджера требуются знание и постоянное изучение законодательных актов стран — партнеров по бизнесу. Таким образом, правовая защищенность принимаемых финансовых решений требует знания действующего законодательства и правовых актов.

Обязательным условием принятия финансового решения является реальность его осуществления. Для этого каждое решение должно иметь убедительное экономическое обоснование, подкрепленное необходимыми расчетами денежных средств и эффективности предполагаемых вложений. Развитие любого предприятия может быть успешно реализовано лишь в том случае, если оно будет обеспечено необходимыми финансовыми ресурсами.

Источник

«Финансово-правовые механизмы государственного управления» как новая учебная дисциплина. Лекция 1

В первой теме предлагается рассмотреть методологические аспекты познания финансово-правовых механизмов, выявить роль диалектики и системного метода в познании финансово-правовых механизмов, показать содержание и значение публичных интересов как критериев надлежащего применения финансовых инструментов в управленческой деятельности государства. Для правильного уяснения содержания финансово-правовых механизмов существенное методологическое значение имеет понимание предмета финансового права как совокупности правовых норм, базирующихся на властном методе и направленных на защиту публичных интересов в сфере эмиссии и обращения денег. Они обеспечивают также процессы формирования, распределения и потребления публичных фондов денежных средств, осуществления банковской, инвестиционной, страховой деятельности, участия государства в кредитных отношениях.

В лекции раскрывается содержание и соотношение основных его понятий: «Финансово-правовые механизмы», «Государственное управление», «Финансовая деятельность государства», а также указывается взаимосвязь курсов «Государственное управление», «Финансовое право» и «Финансово-правовые механизмы государственного управления». Если для студентов читаются первые две дисциплины, то дисциплину «Финансово-правовые механизмы государственного управления» лучше читать позже них.

Основное внимание в курсе уделяется особенностям правового обеспечения механизма использования финансовых инструментов в управленческой деятельности государства. Автор считает сопредельными понятия «финансово-правовые механизмы» и «финансовая деятельность государства и муниципальных образований». Делается вывод о том, что финансовая деятельность публично-правовых образований есть одновременно их управленческая деятельность в отношении финансов как объекта воздействия и использования финансов как средства воздействия. Также финансовая деятельность государства рассматривается как его функция в финансовой сфере.

В лекции рассматривается взаимосвязь процессов применения в государственном управлении финансово-правовых механизмов и осуществления финансовой деятельности государства как единого в своей основе комплекса действий, операций и процедур, направленного на установление и изменение правового режима бюджета, налогов и иных финансовых институтов.i Однако для целей познания финансовая деятельность государства, будучи урегулированная нормами права, выступает как объект, представляющий собой алгоритм деятельности уполномоченных субъектов государства по обеспечению публичных интересов в финансовой сфере, осуществляемой в пределах правового поля. Управленческие цели и задачи как фактор, обусловливающий порядок осуществления финансовой деятельности публично-правовых образований, либо в финансовом праве определяются в виде нечетких ориентиров, либо просто подразумевается, что эти ориентиры содержатся обособленно в другом месте. При ориентации познавательной деятельности на государственное управление в центре внимания, как правило, становятся специфические свойства управления как особого вида целенаправленного воздействия одного субъекта на другой субъект, без надлежащего учета того, с помощью каких механизмов достигается цель и в какой сфере эта деятельность реализуется.

В случае направленности познавательной деятельности на порядок применения финансово-правовых механизмов в процессе управленческой деятельности государства, государственное управление рассматривается как определенный алгоритм, реализуемый уполномоченными субъектами, в котором должны быть специально прописаны целевые показатели, порядок и критерии эффективности использования финансово-правовых механизмов. Таким образом, взаимозависимость и взаимосвязь в реальной деятельности государственного управления и финансово-правовых механизмов, в результате применения способов абстрагирования в ходе их познания (что определяет затем конкретное мышление людей), не работают как специальный объект внимания при построении модели, формировании целей государственного управления, что следует преодолеть.

Само понятие «финансово-правовые механизмы» определяется как урегулированные нормами права комплексы отношений по применению методов, инструментов, правил, имеющих денежное, организационное, учетное и контрольное содержание. Финансовые механизмы выступают как объект государственного управления и как его средство (инструмент). В этом случае внимание обучающихся направлено на уяснение порядка (правового режима) финансовых механизмов в системе государственного управления, анализ роли права в процессе воздействия государства на финансовые механизмы и их использование в государственном управлении. Ставиться задача определения места финансово-правовых механизмов в системе элементов государственного управления, выявления обусловленности характера государственного управления состоянием финансово-правовых механизмов, диалектикой их взаимовлияния.

Для комплексного уяснения порядка применения финансово-правовых механизмов в государственном управлении необходимо выявить систему внутренних и внешних факторов, обусловливающих специфику применения финансово-правовых механизмов в государственном управлении на современном этапе. Прежде всего, следует раскрыть сущность современного государства и его воздействие на порядок применения финансово-правовых механизмов в государственном управлении в Российской Федерации.

Также важно показать учет специфики рыночной экономики в России как фактора воздействия на особенности применения финансово-правовых механизмов в государственном управлении. В этом плане необходимо раскрыть зависимость недостатков использования финансово-правовых механизмов от сохраняющегося искаженного понимания сущности рынка в России и роли государства в его формировании. Автор показывает, что недостаточно общепринятого толкования рыночной экономики как совокупности многообразия форм собственности, возможности ведения предпринимательской деятельности, свободного перемещения внутри границ капиталов, товаров и людей, а также нереализованной на практике конкуренции. В данном случае принципиально важным моментом является установление связи социального статуса каждого человека с результатами его вклада в создание социально полезных продуктов труда. Отсутствие такой взаимосвязи обусловило, по сути, почти легальный способ получения баснословного богатства за счет ненадлежащим образом обеспеченных нормами права механизмов приватизации либо неправовых методов обкрадывания своих сограждан путем создания финансовых пирамид, доступа к власти и использования ее для своих целей и прочих методов деления богатства, а не его увеличения. Отсутствие цивилизованных основ рынка как способа организации экономической сферы жизнедеятельности общества привели к скрытой оправданности использования бюджетных расходов для личного обогащения, к повсеместной практике ухода от налогов, нередко при неявном участии работников налоговых органов. С другой стороны установка на сокращение роли государства в решении социально-экономических проблем общества обернулась снижением потенциала бюджета и налогов как регулирующих факторов в системе государственного управления.

Читайте также:  Как собрать регулятор скорости

Автор исходит из необходимости учета двух форм присутствия государства в экономике: в одном случае оно выступает как хозяйствующий субъект; в другом случае государство регламентирует, контролирует, лицензирует, использует налоговые механизмы для воздействия на экономические процессы, осуществляет бюджетную поддержку и т. п. При оценке принятия управленческих решений в процессе использования финансово-правовых механизмов следует учитывать влияние экономических научных школ, которые по-разному определяют объем и порядок использования финансово-правовых механизмов в системе государственного управления.

В заключительной части лекции ставится задача выявление принципов применения финансово-правовых механизмов в системе государственного управления. К таковым можно отнести, например, роль публичных, включая национальных, интересов в управленческой деятельности государства в процессе использования финансовых инструментов. Таким, кстати, является в курсе финансового права принцип обеспечения публичных интересов как ориентир целеполагания в финансовой деятельности государства. Также можно назвать критерии необходимости и допустимости участия государства в экономических отношениях и их влияния на порядок применения финансово-правовых механизмов в государственном управлении. Как продолжение действия этого принципа называются особенности влияния степени организованности общества и государства на показатели использования финансово-правовых механизмов в государственном управлении. К числу принципов можно отнести также сочетание публично-правового и частноправового методов воздействия на финансово-правовые механизмы в процессе их применения в государственном управлении. В целом необходимо раскрыть задачи преодоления искаженного понимания сущности рынка в России и роли государства в его формировании в целях эффективного использования финансово-правовых механизмов в государственном управлении.

Источник



Государственный финансовый механизм

Финансовый механизм — это совокупность форм и видов отношений, методов и условий расчетов, планирования, прогнозирования. Этот комплекс используется в процессе формирования денежных ресурсов, образования и использования целевых фондов.

Общая характеристика

Финансовый механизм — это инструмент воздействия на социально-экономическую сферу. Он используется при проведении единой бюджетной политике на местном, региональном и федеральном уровнях, а также в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. Воздействие этого института на социально-экономические отношения осуществляется, с одной стороны, посредством нацеленности разных его элементов на реализацию конкретных задач, достижение реальных результатов. С другой стороны, его влияние осуществляется через денежные ресурсы, которые формируются в ходе деятельности субъектов и направляются на удовлетворение общественных потребностей.

Финансовый механизм и его структура

Внутреннее устройство института достаточно сложное. Это обуславливается огромным разнообразием форм и видов бюджетных отношений. Система финансового механизма представлена в двух категориях. Они отражают экономическое содержание отношений. Финансовый механизм государства состоит из:

  1. Методов распределения национальной прибыли.
  2. Способов формирования бюджетных фондов на территориальном и федеральном уровнях.
  3. Методов образования социальных внебюджетных фондов.
  4. Финансового прогнозирования и планирования.
  5. Видов платежей в казну и прочие фонды.
  6. Финансового контроля.

Последующее разделение обуславливается спецификой методов распределения и перераспределения национального дохода и стоимости ВВП. Элементы финансового механизма хозяйствующих субъектов представлены в следующем виде:

  1. Правовое обеспечение.
  2. Финансовые методы.
  3. Нормативная база.
  4. Финансовые рычаги.
  5. Информационное обеспечение.

Финансовый механизм включает в себя также следующие звенья: мобилизацию, стимулирование, инвестирование и пр. Функционирование института осуществляется за счет суммы ресурсов, которые выделяются на решение конкретных задач, способов их формирования, каналами и формами движения средств, условий, в которых они выделяются и впоследствии используются.

Специфика компонентов

Финансовый механизм, цель которого — привести в движение денежные потоки, влияет на общественное производство посредством инвестирования и регулирования. Чем совершеннее социально-экономическая сфера, тем существеннее роль этого института. Инвестирование (обеспечение) реализуется кредитованием, самофинансированием и безвозвратной передачей средств. Основной задачей при использовании компонентов института выступает установление оптимального соотношения между ними. Оно определяется в соответствии с тем уровнем развития, на котором находится конкретное общество.

Юридический аспект

Бюджетная политика выступает в качестве основы, на которой создается конкретный финансовый механизм. Развитие института при этом невозможно без установления определенных норм и правил. Они отражаются в бюджетном законодательстве страны. Использование норм позволяет сформулировать единые правила, по которым осуществляется установление отношений и связей в сфере денежного обращения. Законодательство обеспечивает, кроме этого, защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов, граждан, власти. Следование законодательным предписаниям способствует установлению бюджетной дисциплины. В результате формируется эффективный государственный финансовый механизм.

Методы

Финансовый механизм является многозвеньевым институтом. Внутри него существуют определенные способы влияния денежных отношений на процесс хозяйствования, образование и использование средств. Они именуются финансовыми методами. Их действие осуществляется по двум направлениям: в области управления перемещения денежных ресурсов и в сфере коммерческих рыночных отношений. Последние связаны с соизмерением результатов и затрат, материальным стимулированием и конкретной ответственностью за эффективность использования фондов.

Читайте также:  Регулятор роста для зерновых культур

Рычаги

Эти инструменты используются при применении финансовых методов. К рычагам, в частности, относят:

  • Доходы (прибыль).
  • Целевые денежные фонды.
  • Амортизационные отчисления.
  • Финансовые санкции.
  • Вклады в капитал.
  • Паевые взносы.
  • Процентные ставки по облигациям, депозитам, ссудам.
  • Дивиденды.
  • Портфельные инвестиции.
  • Дисконт.
  • Котировку валютного курса и так далее.

Формы обеспечения

Как выше было сказано, финансовый механизм становится более эффективным при наличии определенной правовой базы. В рамках деятельности предприятия она включает в себя приказы, распоряжения, постановления, циркулярные письма, прочие локальные акты административного аппарата хозяйствующего субъекта. Все эти документы принимаются в соответствии с законодательными положениями. В этой связи не будет преувеличением сказать, что финансовый механизм любого предприятия функционирует в первую очередь в соответствии с федеральными правовыми актами.

Нормативное обеспечение предполагает использование определенных показателей и параметров. В частности, к ним относят налоговые и тарифные ставки, амортизационные нормы, нормативы оборотных средств. Однако указанных форм обеспечения недостаточно для того, чтобы финансовый механизм любого субъекта функционировал эффективно. Немаловажное значение в сфере денежного обращения имеет и информационная поддержка. Она предполагает обмен разного рода данными коммерческого, производственного, технологического, экономического и прочего характера. К ним, например, относится информация о финансовом положении конкурентов и партнеров, их платежеспособности, о курсах валют и рыночных ценах, процентах на валютных, фондовых, товарных торговых международных площадках и так далее.

Формирование отношений

Финансовый механизм является инструментом, с помощью которого между субъектами хозяйствования устанавливаются определенные связи. Вместе с этим он обеспечивает формирование взаимодействий и внутри предприятий, а также в рамках аграрно-промышленных объединений, холдингов, торгово-закупочных организаций. Функционирование механизма обеспечивает установление связей компаний с финансово-кредитным сектором, инвестиционными институтами, вышестоящими организациями, а также страховыми фирмами и государством.

Отношения внутри предприятия

Они складываются между административным аппаратом и структурными подразделениями, между отделами, работниками и руководством. В акционерных обществах к участникам прибавляется и совет директоров. Между тем следует сказать, что, несмотря на то, что данные связи устанавливаются внутри предприятия, они находятся под влиянием государственного механизма. Это в первую очередь проявляется в законодательных требованиях, установленных для всех хозяйствующих субъектов. В соответствии с ними выбираются методы и формы реализации отношений. Они ориентированы на:

  1. Установление и последующее соблюдение правил доведения финансовых заданий до структурных подразделений.
  2. Обеспечение контроля выполнения плана.
  3. Оценку финансовой и хозяйственной деятельности структурных подразделений
  4. Установление и применение стимулов, ориентированных на повышение финансового результата.

Изменения института

Компоненты финансового механизма корректируются в зависимости от условий социально-экономического развития страны. Их изменения предопределяют количественное и качественное воздействие на сферу хозяйствования. Первое выражается через пропорции и объем мобилизации органами власти и экономическими субъектами денежных ресурсов и их распределения между уровнями финансовой системы государства. Качественное влияние касается применения таких способов формирования и направлений дальнейшего использования средств, методов организации отношений, которые позволили бы рассматривать их в качестве стимулов для конкретного предприятия и всей экономики в целом. К регулирующим компонентам можно отнести:

  1. Установление предельной величины бюджетного дефицита.
  2. Снижение налогового бремени.
  3. Условия предоставления госкредитов организациям.
  4. Правила применения финансовых санкций и так далее.

Гибкость института

Реализация финансовой политики на практике невозможна без научно-обоснованного и оперативного регулятора. Компоненты института не могут быть статичными. Они должны изменяться в соответствии с динамикой отношений в области денежного оборота страны. Достаточно четко эти изменения отмечаются в тех государствах, которые находятся на переходной стадии и недавно стали использовать рыночные механизмы. В таких странах используются инновационные подходы формирования денежных отношений.

Перспективы

Финансовый механизм в РФ претерпел кардинальные изменения. Это было обусловлено упомянутым выше переходом к новым рыночным отношениям. Изменения механизма в первую очередь отразились в переводе на налоговую основу взаимосвязей между государственным сектором и частными, приватизированными компаниями. Новыми стали и межбюджетные отношения. С формированием фондового рынка претерпел изменения порядок перераспределения финансов хозяйствующими субъектами на основе эмиссии ценных бумаг и их реализации и покупки. Из госбюджета были выведены средства соцстрахования. Сформировались внебюджетные госфонды. Несмотря на все эти нововведения, процесс преобразований в России все еще продолжается.

Специфика реформирования

Ведущую роль в преобразовательных процессах принадлежит изменениям финансового механизма страны. Это обуславливается тем, что денежная масса определяет качество и вектор результатов, на которые, собственно, направлены все реформы. Как показывает практика многих развитых стран, преобразование финансовой системы является приоритетной задачей. В соответствии с этим на первом месте находится блок бюджетного прогнозирования и планирования. Денежная политика — второй по уровню важности компонент. Она направлена преимущественно на решение оперативных и тактических задач, которые стоят в рамках традиционного бюджета. Между тем задачи и цели финансового механизма и политики государства должны соответствовать планированию на долгосрочный период и увязываться с ним.

Заключение

В современных условиях становления государственного финансового механизма актуальной является разработка методологии совершенствования подходов к управлению бюджетом. Здесь во внимание необходимо принимать результаты оценки расходов. На их основании можно выработать наиболее эффективные методы управления затратной частью бюджета, обеспечить социально-экономическую стабильность. Частью общего механизма управления финансами выступают автоматизированные системы. Их функционирование основывается на экономико-математических методах и работе ЭВТ. Преобразования в финансовом секторе расширяет возможности использования автоматических систем. Они внедряются на всех уровнях управления. При этом автоматические системы создаются не параллельно, а выступают как неотъемлемый компонент финансового механизма. Это, несомненно, способствует более качественному и эффективному функционированию института.

Источник