Меню

Крышка отбора мощности кпп зил

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 и ее устройство

1 Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

2 Коробка ЗИЛ-130 схема

4 Коробка отбора мощности

5 Схема переключения передач

6 Первичный вал

7 Вторичный вал

8 Промежуточный вал

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный, вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Читайте также:  Новейшие микросхемы усилителей мощности

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

Схема включения передач

Первичный вал

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного зацепления четвертой передачи — 47,003…47,020

Диаметр шейки под косозубую шестерню постоянного зацепления второй передачи — 60,920…60,940

Толщина зуба шлицевой части вала под синхронизатор:

второй и третьей передач — 8,88…8,94

четвертой и пятой передач — 10,90…10,95

Толщина зуба шлицевой части вала под шестерню первой передачи — 10,88…10,94

Толщина зуба шлицевой части вала под фланец — 5,99…5,94

Промежуточный вал

Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 58…61, твердость сердцевины HRCэ 35…45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм. Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Вес коробки ЗИЛ-130 равен -98кг

Размеры сальников: 1 Первичного вала сальник 42х62х10 2 Вторичного вала сальник 58х8х16

Масло в коробку ЗИЛ-130 Тад-17 5,1 литра

Источник



Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач.

Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17

Вал 10 вращается на двух шариковых подшипниках 8. По шлицам вала скользит зубчатое колесо 9 включения передач.

На выходе вала, уплотненном манжетой 23, установлен фланец 22. Установка фланца на валу при необходимости может быть осуществлена как для передачи момента вперед по ходу автомобиля, так и назад, соответствующей перестановкой вала 10.

Коробка отбора мощности ЗИЛ-131

Передачи включаются вилкой 4, неподвижно закрепленной на штоке 1. На выходе штока имеется манжета 2. Все зубчатые колеса коробки отбора мощности — прямозубые. Управление коробкой отбора мощности осуществляется через люк в полу кабины ключом S=46 из комплекта шоферского инструмента, применяемым в качестве удлинителя рычага коробки отбора мощности и вставляемым во втулку на рычаге

Шестерня ведущего блока 16 коробки отбора мощности находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом блока заднего хода коробки передач.

Неправильная установка коробки отбора мощности увеличивает шум зубчатых пар и приводит к ускоренному их изнашиванию.

Читайте также:  Силовой механизм aventos hf коэ нт мощности 2600 5500

Для правильной установки следует гайки шпилек затягивать равномерно крест- накрест, одновременно проворачивая вал 10.

Уплотнительная прокладка 31 между привалочными плоскостями фланцев коробки передач и коробки отбора мощности должна быть толщиной 0,3—0,4 мм (используется прокладка из-под крышки люка коробки передач).

При правильной установке коробки отбора мощности вал 10 проворачивается свободно (без заедания зубчатых колес) усилием руки, приложенным к выходному концу вала.

Техническое обслуживание коробки отбора мощности такое же, как и коробки передач. После проведения технического обслуживания коробки отбора мощности или ее замены необходимо проверить нахождение рычага коробки отбора мощности в нейтральном положении. Невыполнение этого требования может привести к обрыву троса лебедки при пуске двигателя.

Устройство коробки отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1)

Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 2) устанавливают на верхний люк раздаточной коробки. Это дает возможность отбора мощности от трансмиссии для привода различных специальных агрегатов, применяемых потребителем при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной базы. Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для кратковременной работы.

Коробка отбора мощности (КОМ-1)

Длительность непрерывной работы зависит от фактической величины отбираемой мощности и в каждом конкретном случае проверяется предварительными испытаниями.

Детали односкоростной коробки отбора мощности смонтированы в литом чугунном картере 1 (см. рис. 2).

Блок зубчатых колес установлен на неподвижной оси 27 на двух роликовых подшипниках 29, между которыми расположено распорное кольцо 30.

Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера и застопорена пластиной. На оси по торцам ступицы блока зубчатых колес установлены опорные шайбы 28, которые предотвращают изнашивание опорных торцов картера. Ось имеет осевое и радиальное отверстия для подвода масла из картера к роликовым подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической пробкой 26.

При включении коробки отбора мощности шестерня-каретка 7, установленная подвижно на шлицах вала 5, входит в зацепление с шестерней 25.

Для предотвращения самовыключения вторичный вал имеет щлиц-замок. Между шлицевой частью вала и передним подшипником 6 установлена распорная втулка 2. Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой 3.

Стопорение гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз вала 5. Вал вращается на двух шариковых подшипниках 6 и 23, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренние — напрессованы на шейки вала. В осевом направлении вторичный вал фиксируется крышками подшипников 4 и 18. В крышку 18 установлена манжета, предохраняющая коробку от попадания грязи и течи масла. На шлицевом конце вала 5 установлен фланец 19 крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой 20, которую стопорят так же, как гайку 3.

Включение коробки отбора мощности осуществляется вилкой 31. Вилка закреплена неподвижно на штоке 15 болтом 33, который застопорен проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в котором перемещается шток 15. Это отверстие закрыто заглушкой 8.

Верхний люк коробки отбора мощности закрыт крышкой. На крышке установлен штуцер 32, соединенный резиновым шлангом с вентиляционной трубкой, закрепленной на задней стенке кабины. Штуцер защищен от прямого попадания масла щитком 10.

Электропневматическое управление осуществляется кнопкой, установленной на панели приборов в кабине. Кнопка размыкает и замыкает электрическую цепь управления реле электромагнита привода воздушного клапана.

Реле установлено на щите двигателя в подкапотном пространстве над реле включения электромагнита переднего моста.

При включении коробки отбора мощности выключателем реле срабатывает и замыкает цепь электроснабжения электромагнита.

Сердечник электромагнита, перемещаясь вниз, давит на шток включения воздушного клапана и открывает его.

Воздух через впускной клапан поступает в камеру включения и, воздействуя на мембрану 13, перемещает шток 15, соединенный с вилкой включения коробки отбора мощности.

На корпусе камеры включения установлен выключатель 11 сигнализатора выключения коробки отбора мощности.

При перемещении штока контакты выключателя замыкаются, и загорается сигнализатор красного цвета.

При выключении коробки отбора мощности размыкается цепь электроснабжения электромагнита, воздушный клапан закрывается, возвратная пружина мембранной камеры перемещает шток с вилкой в исходное положение.

Шестерня-каретка 7 выходит из зацепления, и коробка отбора мощности выключается, при этом контакты выключателя сигнализатора размыкаются и сигнализатор гаснет.

Техническое обслуживание односкоростной коробки отбора мощности такое же, как и раздаточной коробки.

Ремонт коробки отбора мощности

Перед снятием коробки отбора мощности надо сначала слить масло из картера коробки передач и коробки отбора мощности, отвернув две сливные пробки спускных отверстий.

Отсоединить карданную передачу привода лебедки, отвернуть гайки крепления коробки отбора мощности на фланце люка картера и снять вручную со шпилек люка коробки передач коробку отбора мощности.

Отвернуть торцовым ключом гайку крепления фланца, снять шайбу.

При отвертывании гайки надо удерживать вал от провертывания при помощи медной или алюминиевой оправки, вставив ее между шестернями коробки (рис. 3).

Снять рычаг переключения, предварительно расшплинтовав пассатижами и вынув осевой и соединительный пальцы со штоком вилки.

Читайте также:  Мощность электромотора для надувной лодки

ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Установить на фланец съемник 20П-7973 и с его помощью снять фланец с вала (рис. 4).

Отвернуть болты крепления крышек, слегка постучать молотком по крышкам и снять крышки и прокладки.

Для снятия стопорной пластины осей блоков шестерен надо отвернуть болт крепления пластин и снять пластину

Демонтаж блока шестерен

Установить коробку на пресс и выпрессовать (в направлении конца с канавкой) ось блока шестерен (рис. 5), вынуть блок шестерен из картера, снять упорные шайбы, вынуть из блока два роликовых подшипника и распорную втулку.

Снятие шестерни 25 (см. рис. 2) постоянного зацепления проводится так же, как блока шестерен. При этом шестерня 7 включения передач должна быть выведена из зацепления с шестерней постоянного зацепления.

Демонтаж главного вала

Установить корпус коробки на пресс, выпрессовать (рис. 6) главный вал до выхода колец одного подшипника из коробки и снять подшипник и шестерню включения.

Спрессовать второй подшипник с главного вала при помощи съемника мод. 20П-7973.

ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Расшплинтовать пассатижами стопорный болт крепления вилки включения и вывернуть его.

Затем вывернуть пробку фиксатора и вынуть из гнезда пружину и шарик фиксатора.

После чего вынуть шток, одновременно снимая с него вилку переключения передач.

ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Манжета штока вынимается из гнезда только при ее замене.

Детали коробки отбора мощности

Требования при ремонте к картеру, шестерням, валам и другим деталям коробки отбора мощности аналогичны требованиям к деталям коробки передач.

Сборка коробки отбора мощности

Детали, подготовленные к сборке, должны быть проверены по размерам, промыты в обезжиривающем растворе и продуты сжатым воздухом.

В случае износа или повреждения манжет подшипника главного вала и манжеты штока их надо заменить новыми.

Сборка коробки отбора мощности проводится в последовательности, обратной разборке.

При установке вилки переключения передач ее следует закрепить стопорным болтом и зашплинтовать.

Установка и крепление фиксатора штока должны быть проведены после установки на главный вал шестерни переключения передач.

Осевой зазор главного вала регулируют прокладками 20 (см. рис. 1▲), уменьшая или увеличивая количество прокладок, расположенных под крышками.

Подшипники отрегулированы правильно, если вал свободно проворачивается от усилия руки (при отсутствии манжеты) и не имеет ощутимого осевого зазора.

При регулировке подшипников болты крепления крышек (передней и задней) должны быть затянуты до отказа с помощью ключа усилием руки.

Коробка отбора мощности устанавливается на фланец люка коробки передач. Уплотнительная прокладка используется из-под крышки люка картера коробки передач или устанавливается новая прокладка толщиной 0,3—0,4 мм.

Гайки шпилек крепления коробки отбора мощности должны затягиваться равномерно крест-накрест при одновременном проворачивании главного вала рукой, что обеспечивает правильность установки коробки по пятну контакта зубьев в зацеплении шестерен.

При правильной установке коробки отбора мощности главный вал проворачивается свободно (без заеданий шестерен) усилием руки, приложенным к выходному концу вала.

Неправильная установка коробки отбора мощности приводит к увеличению шума зубчатых пар и ускоренному их износу.

После установки коробки отбора мощности надо отрегулировать положение рычага 26 переключения (см. рис. 1▲). Для этого следует удалить заглушку в полу кабины и, изменяя в осевом направлении положение кронштейна 30, добиться ориентации верхнего конца рычага примерно в середине отверстия в полу кабины.

После этого надо затянуть контргайки крепления кронштейна 30 при положении нейтрали в коробке отбора мощности.

Регулировка реверсивной коробки отбора мощности и ее привода

Для привода лебедки коробка 5 (см. рис. 7◄) отбора мощности имеет две передачи: первую передачу I для наматывания троса (при включении рычаг 6 передвигают вперед); вторую передачу II для разматывания троса (при включении рычаг 6 передвигают назад).

Рычаг в нейтральном положении запирается замком-задвижкой 7, установленной на полу кабины.

ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

В реверсивной коробке отбора мощности регулируют предварительный натяг подшипников главного вала и положение рычага управления коробкой.

Предварительный натяг подшипников главного вала получается за счет величины осевого зазора вала.

Осевой зазор главного вала регулируют прокладками.

Уменьшая или увеличивая количество прокладок под передней крышкой подшипника, устанавливают необходимый осевой зазор. При этом считают, что подшипники отрегулированы правильно, если вал свободно проворачивается от усилия руки (при отсутствии сальника) и не имеет ощутимого осевого зазора.

При регулировке предварительного натяга подшипников болты крепления крышек (передней и задней) должны быть затянуты до отказа усилием руки на длине ключа.

При нейтральном положении рычаг 6 должен точно соответствовать нейтральному положению шестерни, а шток 1, соединенный с рычагом 6, должен надежно фиксироваться.

Если положение рычага 6 управления коробкой отбора мощности не соответствует указанному требованию, то необходимо его отрегулировать гайкой 3 при ослабленной контргайке 4, передвигая кронштейн 2 рычага 6 в осевом направлении до нужного положения.

Закончив регулировку, закрепляют гайку 8 кронштейна контргайкой 4. Регулировку положения рычага следует проверить, переключая передачи рычагом 6 при включении первой передачи (наматывание) и при включении второй передачи (разматывание).

Источник