Меню

Методы снятия эмоционального напряжения у педагогов

Тренинг для педагогов: «Эффективные способы снятия стресса»

Наталья Зенгер
Тренинг для педагогов: «Эффективные способы снятия стресса»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов, формирование знаний о приемах саморегуляции.

• Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

• Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

• Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

• Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

Приветствие. «Имена-качества», обмен чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

2 слайд. Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовымисчитаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

3 слайд. Основные признаки стресса:

— физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

— эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

— поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

4 слайд. Причины возникновения стресса.

— неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

— конфликты с коллегами;

— чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

— слишком высокая ответственность;

— тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и детей.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.,а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог.

Психологический дискомфорт воспитателя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на детях.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний, отсрочить эмоциональное выгорание.

I. Рисуночные техники

Стресс — категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь.Методики позволяют:

1. материализовать свой стресс, придать ему конкретную художественную форму;

2. понять, какие факторы влияют на возникновение стресса;

3. определть показатели, указывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

“Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

ИНСТРУКЦИЯ: в течение 5 минут выполнить рисунок, который называется “Мой стресс”. На нём изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать.

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать «перенести» свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Психологи обнаружили, что раскрашивание картинок в течение двух-трех минут в периоды повышенного стресса в пять раз увеличивает вероятность завершения работы в срок. То есть вы сможете не только пережить стресс, но и, возможно, создадите какой-нибудь шедевр.

Чтобы сохранить энергию, массируйте по 30 секунд точки, находящиеся под носом, между бровями, под нижней губой и в центре ладони.

Еще один простой способ сбросить нервное напряжение и избежать стресса. Нужно изо всех сил потереть ладони друг о друга, пока они не станут горячими. Также полезно хорошенько растереть уши. Так вы сможете взбодриться и сосредоточиться на работе.

III. Психотехнические упражнения для снятия напряжения и усталости.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться. Для этого существуют специальные психотехнические упражнения, которые ослабляют психическую напряженность, снимают некоторые невротические реакции, т. е. выполняют психотерапевтическую роль. Регулярное выполнение педагогом этих упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Читайте также:  Трансформаторы напряжения 220 10в

Вот несколько упражнений, предложенных И. Е. Шварцем,немецким психотерапевтом:

Упражнение «Гора с плеч»

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке»над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза «экстрасенса».

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Важно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких, шумных вдоха носом (и соответственно 4 пассивных выдоха, сделайте паузу и отдохните 3-4 секунды. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха — движения.

Устройте 30-секундную пробежку вверх и вниз – это упражнение усилит приток кислорода к каемчатым частям мозга, ответственным за управление эмоциональным стрессом.

V. Предметы – помощники (6 слайд)

В течение рабочего, мимическая мускулатура так напрягается, что голова становится тяжелой и начинает болеть. Один из способов избежать стресса – расчесывание волос в течение 10–15 минут. Эта процедура помогает “разогнать” кровь и расслабить мышцы.

Запахи сильно связаны с эмоциональной памятью. Поэтому очень полезно иметь под рукой аромат, ассоциирующийся с пережитыми минутами сильного счастья, восторга, блаженства. Вдыхайте его почаще, это поможет сохранить хорошее настроение.

VI. «Скорая помощь» на дому (7 слайд)

Смыть конфликты и стрессы

Справиться с эмоциональным негативом помогает 15-минутный душ. Встаньте под теплые струи воды, чтобы они массировали голову и плечи. Вскоре вы почувствуете, как вода уносит с собой все ненужное.

Восточные практики учат: «Хотите избавиться от печали, передвиньте 27 предметов в доме». Считается, что это освобождает пространство для энергии, которая сможет беспрепятственно скользить в правильном направлении. Попробуйте данный метод и сами убедитесь, что он помогает мозгу переключиться, отвлечься от проблем и отдохнуть.

Раскладывание вещей по местам помогает упорядочить мысли, сосредоточиться. Кроме того, аккуратный вид полок, ящиков, шкафов дает своеобразный психологический эффект – внешний порядок и организованность человек бессознательно переносит на собственную жизнь.

Чай с гибискусом

При накоплении радикалов человек испытывает чувство тревоги и панические состояния, характерные для стресса. Гибискус не дает радикалам концентрироваться, как бы разжижает их и таким образом помогает снять стресс, не делая вас вялыми.

Минута на размышление

Найдите возможность остаться дома одному, чтобы упорядочить мысли. Включите любимую музыку, достаньте из холодильника любимое лакомство, устройтесь в любимом кресле. Подумайте, чего бы вам хотелось больше всего, и запишите желание на бумаге. Вид четкого плана поможет определиться с дальнейшими действиями.

Обязательно танцуйте дома! Ритмичные движения под музыку хорошо помогают снять стресс. К тому же, танцы воспринимаются как развлечение, в отличие от тех же тренировок в фитнес-клубе.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Читайте также:  Как подключить автоматический стабилизатор напряжения ресанта асн 5000

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

8 слайд. Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

И помните, что лучшее лекарство от стресса … УЛЫБКА!

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

1. Белянова Светлана Анатольевна «Обучение педагогов спсобам управления своим эмоциональым состоянием, способам самопомощи в ситуации стресса». http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/10/profilaktika-stressa-u-pedagogov

2. Профессионалы. ru 14 способов снятия стресса. http://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/14-neordinarnyh-sposobov-snjatija-stressa/

Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать.

Тренинг для педагогов ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». (Сенека).

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: — Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.

Тренинг для педагогов на сплочение «Мы вместе» Тренинг на сплочение коллектива «Мы вместе» Цель: формирование коллективного взаимодействия, знакомство педагогов друг с другом, развитие.

Тренинг для педагогов «Одна команда» Тренинг для педагогов «Одна команда». Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая.

Тренинг для педагогов «Ребенок в семье» Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании» Правила проведения «мозгового штурма»: — участвуют все — все высказываются и все слушают.

Тренинг для педагогов «Сплочение» Тренинг для педагогов «Сплочение» Педагог-психолог МБДОУ №88 Кокаева Л. Р. Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного.

Тренинг для педагогов «Общение» Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков педагогов. Задачи: • развить умение находить подход к людям; • подчеркнуть важность интонаций.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения для газовых котлов stihl

Тренинг общения для педагогов Друг за друга мы горой. Тренинг общения для педагоговЦель:Сплочение педагогического коллектива Задачи: Совершенствование навыков коммуникации.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снятия напряжения» ТРЕНИНГ «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ» (ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ) Цель: снятие мышечного и эмоционального.

Источник



Техники снятия эмоционального напряжения для воспитателей

Профессия воспитателя связана с повышенным уровнем ответственности, самоотдачи и самоконтроля, а значит и с высокой психоэмоциональной нагрузкой. Если долго находиться в состоянии эмоционального напряжения, можно очень быстро прийти к профессиональному выгоранию и полному разочарованию в своей работе. Расскажем, как этого не допустить.

Что такое эмоциональное напряжение?

Техники снятия эмоционального напряжения для воспитателей

Само по себе эмоциональное напряжение — нормальное психофизиологическое состояние, которое позволяет человеку демонстрировать адекватные эмоциональные реакции на внешние и внутренние раздражители. Например, если перед человеком встает нестандартная задача или ему что-то нужно сделать в условиях дефицита времени, организм мобилизует силы и резко повышает умственную и физическую активность.

Кратковременное эмоциональное напряжение не вызывает проблем с физическим и психическим здоровьем. Но воспитатели часто находятся в нем на протяжении всего дня, а иногда не могут вернуться в нормальное состояние и по окончании смены. В этом случае напряжение сначала переходит в яркие отрицательные эмоции (включая гнев). На следующей стадии эмоциональные реакции, напротив, угнетаются – человек испытывает постоянную тоску, апатию, усталость, подавленность. Запущенные случаи эмоционального перенапряжения приводят к развитию неврозов, профессиональному выгоранию, развитию психосоматических расстройств.

Из-за чего у воспитателей возникает эмоциональное выгорание?

Чаще всего причинами эмоционального напряжения у воспитателей становятся проблемы во взаимодействии с воспитанниками – дети нарушают дисциплину, вступают в конфликты, подвергают себя и окружающих опасности. Эта проблема особенно актуальна для начинающих специалистов, при работе в переполненных группах по 20-40 человек, при отсутствии помощников.

Нередко причиной эмоционального перенапряжения воспитателя становятся конфликты с администрацией ДОО, с коллегами – разногласия во взглядах на педагогическую деятельность, непродуманные требования и нововведения, увеличение нагрузки и ее несправедливое распределение, излишний контроль.

Негативно сказываются на эмоциональном состоянии воспитателя конфликты с родителями детей. Причем одинаково стрессовым получается и общение с семьями, которые не занимаются с ребенком, и с теми, кто излишне опекает своего малыша и постоянно вмешивается в работу сотрудников ДОО.

Помимо проблем в общении с окружающими к эмоциональному выгоранию приводят разочарование в выбранной профессии и конкретном месте работы, неудовлетворенность заработной платой, низкий социально-психологический статус воспитателя.

Симптомы эмоционального перенапряжения

  • Физические проявления: чувство постоянного утомления, усталости, истощения, проблемы со сном, невнимательность, рассеянность, психосоматические расстройства.
  • Психологические проявления: негативное отношение к работе, чувство вины, напряженность, раздражительность, беспокойство, тревожность, апатия, пессимизм, гнев, неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость.
  • Поведенческие проявления: неприязнь к профессиональным обязанностям, отсутствие желания общаться с людьми, стремление к уединению, эмоциональная отстраненность во всех сферах жизни.

Что делать воспитателю, чтобы не прийти к профессиональному выгоранию? Техники профилактики и снятия эмоционального напряжения

Чтобы снизить уровень психоэмоциональной нагрузки, рекомендуем:

  • Нормализовать режим дня и перейти к здоровому образу жизни. Сон меньше 8 часов в сутки, неполноценное и нерегулярное питание, отсутствие прогулок на свежем воздухе ослабляют организм, не дают ему полноценно сопротивляться стрессовым ситуациям. Поэтому для профилактики эмоционального перенапряжения обязательно нужно привести в порядок свой режим дня, в том числе сон и питание.
  • Менять деятельность для эффективного отдыха. Если постоянно заниматься одним и тем же, прокручивать в голове неприятные ситуации, эмоциональное напряжение усиливается и грозит срывами и выгоранием. Поэтому после работы, в выходные, в отпуске старайтесь не заниматься профессиональными задачами, не проводить время за компьютером или у телевизора. Переключайтесь на любую другую деятельность, которая приносит пользу и удовольствие – общайтесь с семьей и друзьями, ходите в гости, посещайте музеи и театры, читайте художественную литературу, уделяйте время хобби, гуляйте, занимайтесь тем, что вам нравится.
  • Использовать техники релаксации. Выбирайте то, что подходит для расслабления именно вам. Это могут быть медитации, музыко- и звукотерапия, цветотерапия, рисуночные методики, например, арт-раскраски, дыхательная гимнастика, ручной творческий труд. Многим помогают ванна с ароматной пеной, баня, СПА-процедуры, массаж.
  • Физическая нагрузка. Любая физическая активность уравновешивает эмоции, стабилизирует психологическое состояние. Не обязательно ходить в спортзал или бассейн, можно 2-3 раза в неделю гулять или бегать в парке, заниматься дома по видео-урокам (много уроков от тренеров доступны бесплатно на YouTube — вы сможете попробовать разные варианты и выбрать самые подходящие для вас).

Также рекомендуем обратить внимание на техники самоанализа, развития силы воли и эмоциональной устойчивости. Понимая себя и свои чувства, умея управлять ими, вы будете менее подвержены эмоциональному перенапряжению.

А еще не забывайте о профессиональном развитии, в том числе о курсах повышения квалификации. Они научат вас грамотно выстраивать работу, взаимодействовать с детьми, избегать конфликтов с родителями, другими воспитателями и педагогами детского сада, правильно реагировать на различные педагогические ситуации, поэтому у вас будет меньше причин для стресса.

Источник