Меню

Международное право как правовой регулятор

Международное право как правовой регулятор

Международное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими государствами и другими субъектами международного права, и регулирующие отношения между этими субъектами международного права, в целях обеспечения мирного сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов.

МП — это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

Нормы международного права — это правила поведения, которые создаются субъектами международного права и регулируют отношения между ними, обращенные к неопределенному числу государств и обязательные для них.

Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под императивной нормой общего международного права понимается норма, принимаемая и признаваемая международным сообществом государства, отклонение от которой недопустимо. Императивными нормами, например, являются принципы международного права.

Диспозитивные нормы — это правила поведения, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств Диспозитионость нормы предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Функции международного права

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

Соотношение международного и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Различия заключаются в следующем:

а) в международном праве его субъектами, как уже отмечалось, являются государства, нации и международные организации. Во внутригосударственном праве к таковым относятся физические и юридические лица;

б) для субъекта международного права характерны отношения равенства, сотрудничества, для внутригосударственного субъекта отношения властвования, управления;

в) нормы в международном праве создаются самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Во внутригосударственном праве нормы создаются национальными органами власти, например парламентом.

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. C другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.

Существует две теории относительно соотношения международного права и внутригосударственного: дуалистическая и монистическая.

Дуалистическая теория основывается на том, что международное и внутригосударственное право — это две разные правовые системы.

Монистическая теория — исходит из соединения международного и внутригосударственного права в единую правовую систему.

Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная отграничить внутригосударственное право от международного. Так, согласно дуалистической теории, субъектами международного права являются государства, нации и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица. Механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом:

— трансформация — осуществление государством норм международного права посредством издания национальных нормативных актов (например, закона, акта о ратификации международного договора);

— рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;

— инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;

— отсылка — во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).

Пример тому часть 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Читайте также:  Коллектор с регулятором потока

Государство, заключившее международный договор, обязано его соблюдать. В этом случае оно не может ссылаться на внутреннюю норму, если решит отказаться от выполнения положений международного договора.

Таким образом, для формирования устойчивой правовой системы необходимо, чтобы внутригосударственное право было согласовано с международным.

Международное публичное и международное частное право

Международные отношения шире, чем межгосударственные, межвластные. Действующими лицами на международной арене выступают физические и юридические лица в своём личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами национального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заключаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

Перечисленный набор источников норм, регулирующих международные отношения такого рода, дает основание для различения международного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука международного права разделилась также на две части.

В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного права; по мнению других, международное частное право входит в национальные правовые системы в качестве их отрасли.

Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипломатическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность. соответствия частноправовых отношений общепризнанным принципам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных договорах — все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

Соотношение международного права с международным частным правом. Отличия международного права от международного частного права

Соотношение международного права и международного частного права выражается в следующем

1. Их объединяет общая цель — создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях международных отношений

2. Международные договоры по международному частному праву не могут противоречить основным принципам международного права. Это означает, что нормы международного права являются превалирующими, первоосновой по отношению к нормам международного частного права.

Отличия международного права от международного частного права:

1. по субъектному составу:

— в отличие от субъектов международного права к субъектам международного частного права относятся физические и юридические лица, государства (это обособленные субъекты). Государства могут вступать в имущественные отношения с иностранными юридическими лицами и с отдельными иностранными предпринимателями, в таких случаях они не обладают суверенитетом, но находятся под юрисдикцией государства и подчиняются действию национальных законов.

2. по объекту регулирования:

— в отличие от объекта регулирования международного права объектом регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но властные, но осложненные иностранным элементом.

3. по методу регулирования:

— методом регулирования в международном праве является согласование воли государств, а в международном частном праве — преодоление коллизий.

4. по источникам правового регулирования.

— источниками международного права являются

а) международные договоры и обычаи, принципы,

б) судебные решения и доктрины;

— источниками международного частного права являются

а) международные договоры;

б) внутреннее законодательство,

в) судебные прецеденты и судебная практика;

д) доктрины международного частного права.

6. по сфере действия

— сфера действия международного права — глобальная;

— сфера действия международного частного права — национальная (нормы международного частного права регулируют соответствующие отношения в пределах отдельного государства).

7. по ответственности:

— в международном праве за нарушение его норм применяется международно-правовая ответственность;

— в международном частном праве за указанные действия — гражданско-правовая.

Международное право, внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика — это общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

Дипломатия — это важнейший инструмент осуществления внешней политики государства.

Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организации ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула Устава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является международное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.

Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».

Читайте также:  Ремонт регулятор давления воздуха для компрессора

Международное право — средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего — превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.

Система международного права

Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов.

Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она является своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосторонних и двусторонних договоров, которыми связано каждое государство.

Существует множество научных определений понятия международного права. Наиболее общим является следующее: система юридических норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации

Источник



Международное право в системе нормативных регуляторов международных отношений

А). Нормативные регуляторы международных отношений.

Межгосударственное сообщество, как и любое общество, объективно нуждается в системе социальных регуляторов. Социальными регуляторами выступают, прежде всего, социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически сложились и осуществляются. Эти нормы определяют поведение участников международного сотрудничества, упорядочивают международные отношения как межгосударственного, так и немежгосударственного характера.

В нормативном регулировании международных отношений участвуют различные виды социальных норм – политические, моральные, религиозные, корпоративные и, безусловно, правовые. Основная часть международных социальных норм зародилась и развивалась с зарождением и формированием человечества, первоначально на локальном, региональном уровне. Международные правовые нормы стали формироваться позднее других норм; это связано с появлением государств, которые постепенно стали юридически санкционировать существующие социальные обычаи, создавать государственно-властные нормы-предписания и обеспечивать их соблюдение принудительной силой своей публичной власти.

Профессор И.И. Лукашук утверждает: «Характерная черта современности — наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и другие международные нормы. Каждая из них выполняет свои функции при помощи присущего ей механизма, взаимно дополняя друг друга. . Основными подсистемами международной нормативной системы являются международно-правовые, политические нормы, мораль. Одновременно в нее входят и иные разновидности норм: обыкновение, практика, вежливость, традиции, организационные и технические нормы, стандарты, религиозные нормы и др.» 4 .

Б). Международное право — основной регулятор современных международных отношений.

Установление места и роли норм международного права в системе других социальных норм возможно прежде всего путем соотнесения их между собой. Как виды социально-нормативного регулирования, международное право и другие социальные нормы обладают целым рядом общих черт:

— устанавливают общие правила поведения субъектов, возникающих в связи с волей и сознанием людей;

— определяют четкие рамки дозволенного и недозволенного поведения;

— содержат выработанный и признанный масштаб (эталон) поведения, т.е. норму, соответствующую достигнутому уровню развития конкретной социальной организации и т. д.

Все эти нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью имеющихся у каждого из них специфических мер принуждения.

Однако международное право и другие нормы принципиально отличаются между собой.

Международное право занимает особое, ведущее место в системе социальных норм, превратившись в основной регулятор современных межгосударственных отношений. Это обусловлено следующими его свойствами (которых лишены все иные виды социальных норм):

Органичностью связи права с государствами и межгосударственным сообществом — создание и формальное закрепление норм права исходит от государств, государства же в первую очередь обеспечивают и выполнение его норм.

Формальной определенностью правовых норм — нормы права четко описывают поведение субъектов, строго разграничивают их права и обязанности, нормативные предписания, как правило, закреплены в официальных источниках.

Строгой системностью права – вся система международного права — строго структурированная совокупность норм, принципов и институтов универсального, регионального и локального характера, регулирующих поведение субъектов взаимосвязано и комплексно.

Общеобязательностью правовых норм — никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством.

Всеохватывающей универсальностью права – нормы права охватывают правовым регулированием все международно-значимые сферы общественных отношений. Сегодня трудно назвать сферы общественной жизни, не затронутые международно-правовым регулированием.

Способностью универсального и единообразного регулирования мировых общественных отношений — нормы права, отражая потребности мирового сообщества, нацелены на кодификацию, унификацию и единообразное регулирование международных отношений.

Читайте также:  Как использовать регулятор оборотов от стиральной машины

Возможностью принудительного обеспечения соблюдения правовых норм – соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой субъектов, осуществляемой ими индивидуально или коллективно.

Международное право и политика. Это два наиболее тесно связанных между собой явления. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Международное право создается в результате внешнеполитических позиций и действий государств и других участников межгосударственных отношений. В то же время внешняя (а в последние десятилетия и внутренняя) политика государств и других участников осуществляется в значительной степени под воздействием норм международного права. Уже ни одно государство не может открыто пренебрегать нормами международного права, не рискуя ослабить свои политические позиции. Происходит признание примата права в международных отношениях 5 . Так, в Уставе СНГ среди основных принципов содержится и такой: “верховенство международного права в межгосударственных отношениях” (ст.3). Влияние международного права на политику имеет два основных аспекта: 1) ограничивает политику установленными общеприемлемыми рамками, 2) открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение значительный арсенал юридических средств.

Международное право и мораль. Это два явления также тесно связанны между собой. Мораль возникла раньше международного права. Международное право должно строиться и строится на нормах морали. Часто нормы морали превращаются в нормы международного права. Или в процессе международного правотворчества создаются нормы международного права,соответствующие нормам общечеловеческой морали.Так, например, жестокость и бесчеловечность воюющих против гражданского населения, раненных, больных, военнопленных длительное время осуждались лишь моральными нормами. Однако после Женевских и Гаагских конвенций ХIХ в. жестокость войны постепенно стала ограничиваться международным правом, а после двух мировых войн была признана мировым сообществом противоправной, подлежащей уголовному наказанию.

Международное право и религия. Религия с глубокой древности имеет самые непосредственные связи с международным правом, оказав значительное влияние на его формирование. И сегодня религия и религиозные организации оказывают существенное влияние на международные отношения и право. Конституции более 40 государств мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место в этом отношении принадлежит исламу, который провозглашен государственной религией во многих мусульманских странах. Ислам – основа мусульманского права. На этом строится и концепция «мусульманского международного права». Ислам оказывает серьезное влияние на формирование многих норм и принципов современного международного права. При этом опасность для международного права составляют некоторые экстремистские течения в исламе.

Международное право и корпоративные нормы. В широком смысле под корпоративными нормами здесь понимаются правила поведения, создаваемые в международных организованных сообществах, закрепляемые в соответствующих актах (уставе, кодексе и т.п.), распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и деятельности данных сообществ. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы международных общественных (неправительственных) организаций (международных организаций политического, профсоюзного, пацифистского, экологического, религиозного, культурного т.п. характера). Безусловно, нормы международного и корпоративного права оказывают значительное влияние друг на друга как в процессе нормотворчества, так и особенно в процессе их применения. Нормы корпоративные не могут противоречить основополагающим и общепризнанным нормам и принципам международного права.

В). Основные черты современных международных отношений и их влияние на развитие международного права.

а) Сложность и противоречивость современного мира проявляются, прежде всего, в том, что в мире одновременно и параллельно происходят следующие процессы:

— глобализация и регионализация межгосударственных отношений;

— глобализация и новые противостояния государств и народов;

— интернационализация и национализация всех сторон жизни государств и народов;

— научно-технический прогресс и появление новых угроз миру и безопасности народов;

— межгосударственная интеграция и внутренние распады государств;- запрет войны, гуманизация вооруженных конфликтов и агрессия, геноцид, «этнические чистки» и другие проявления жестокости;

— демократизация и криминализация международных связей;

— повышение уровня жизни и благосостояния населения развитых государств и обнищание населения слаборазвитых стран;

— универсализация международной жизни и возрастание влияния международных отношений и регулирующего их международного права на жизнь отдельных государств, народов, общества и конкретного человека.

В этих условиях современное международное право призвано быть инструментом поддержания международного правопорядка, обеспечения равноправного сотрудничества государств и народов в решении сложных проблем современного мира, гарантом преемственности между позитивными достижениями XX века и грядущей моделью международных отношений XXI века.

Г). Характерные черты современного международного права.

— юридическое равенство всех суверенных государств мира;

— универсализация участия субъектов, сферы и характера правового регулирования;

— демократизация международного правотворчества и правоприменения;

— гибкое соединение универсального, регионального, локального и партикулярного правового регулирования;

— запрещение противоправного применения силы и угрозы силой;

— гуманизация международного права,

— активная институционализация международного права (организации, комиссии, центры и т.д.);

— повышение роли процессуально-процедурных механизмов функционирования международного права;

— внедрение различных правообеспечительных механизмов политического, материального и уголовного характера;

— превращение международного права в юридического гаранта обеспечения международного правопорядка.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник