Меню

Международное право как регулятор моего поведения

Международное право как регулятор моего поведения

Краткий курс международного права — 1

Только для ваших глаз тех, кому это необходимо знать.
Тема 1. Международное публичное право как особая правовая система.
Зачем изучать МПП если вы не собираетесь становиться дипломатами, работниками МИД или юристами-международниками?
Во-первых, изучая МПП вы изучаете новые и повторяете уже известные юридические термины и понятия, т.е. овладеваете юридическим языком, без знания которого вы никогда не станете настоящим юристом.
Во-вторых, изучив МПП вы станете лучше понимать, что происходит в мире, правильно оценивать новости, которые обрушивают на нас СМИ и Интернет, научитесь отличать, где нам врут, а где говорят правду.

Вопрос 1. Понятие, особенности, сущность и система международного права.

Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)

Научная дисциплина «международное право» – это совокупность знаний, теорий и идей о международных отношениях.
Учебная дисциплина «международное право» — это совокупность наиболее общих знаний о международных отношениях и о международном праве.

Особенности международного права:
1. Предметом регулирования являются международные отношения.
2. Первичными субъектами международного права являются государства.
3. Принципы и нормы МПП:
— создаются путем согласования интересов субъектов МПП
— добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

Сущность международного права:
1. Отражает международные процессы и распределение сил на международной арене.
Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.
2. Является инструментом воздействия на общемировые процессы.
Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие.
3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты.
Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Примеры отраслей и институтов международного права:
Право международных договоров.
Право международных организаций, куда входит
— институт ООН.
Территория в международном праве.
Международное морское право, куда входят
— институт исключительной экономической зоны;
— институт континентального шельфа;
— институт территориального моря.
Международное космическое право.
Международное воздушное право.
Международное гуманитарное право.
Право вооруженных конфликтов и др.

Межотраслевые институты:
— институт международного признания;
— институт международного правопреемства;
— институт международно-правовой ответственности и др.

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

Субъект международного права — это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

Основные признаки субъекта международного права:
— обладает самостоятельностью и независимостью в международных правоотношениях.
— в состоянии выполнять принятые нормы международного права и добиваться их выполнения от других;
— может создавать нормы международного права.

В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

Виды субъектов международного права:
1. Независимые государства — п ервичные субъекты МПП.
2. Международные межправительственные организации — вторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.).
3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимость — могут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость:
— наличие организации и руководителей;
— установление власти на определенной территории;
— соблюдение норм международного права.
4. Государственно-подобные образования. Например, Ватикан — Святой Престол. Ранее подобный статус имели Западный Берлин (1971-1990), «Вольные города» – Краков (1815–1846), Данциг (1920—19З9), Свободная территория Триест (1947–1954) и др.

Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность — это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.
Международная правоспособность возникает:
— в момент образования государств;
— с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования;
— с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

Виды международной правосубъектности:
Общая — способность обладать полной и постоянной правосубъектностью. Присуща государствам.
Отраслевая — способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций.
Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

Читайте также:  Социальные нормы как регулятор поведения человека

Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают:
— страны, имеющие статус постоянно нейтрального государства;
— части федеративного государства и конфедерации;
— народы, борющиеся за свободу и независимость

Вопрос 3. Источники международного права
– это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

Основные источники:
(Согласно ст.38 Статута Международного суда ООН)
1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН).
2. Международный обычай
— это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств.
3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями:
— наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права.
— основные принципы международного права.

Производные (вторичные) источники:
1. Резолюции Совета Безопасности ООН.
2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
3. Решения международных организаций по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

Вспомогательные источники:
(Согласно ст.38 Статута Международного суда ООН)
1. Судебные решения международных судов и высших судебных инстанций государств.
2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

Основные концепции:
1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают:
— либо примат (верховенство) внутренних правовых норм (точка зрения XVIII-XIX веков),
— либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают:
— либо приоритет (преимущество) внутреннего права,
— либо приоритет (преимущество) международного права.

В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено:
— первичностью внутреннего права;
— развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

Механизмы влияния внутригосударственного права на международное:
1. Использование международным правом общих принципов права.
2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве.
Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право:
1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации:
— рецепция – прямое заимствование международно-правовой нормы;
— инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;
— трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств.
(См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»)
3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

Для тех, у кого хватило сил дочитать –

Если есть вопросы, то их можно задать в комментариях.
Tags: МПП

Источник



Международное право

Международное право

Новости права и экономики
Законы, поправки, решения судов

  • Прокуроры смогут удалять клевету и ложь из сети Интернет
  • ПАО «МТС» проиграл дело в суде, отказавшись предоставлять детализацию по доверенности
  • Лжебанки

Полезные материалы
Новая информация на сайте

  • Черный пиар
  • Служебное расследование в отношении работника. Как проводится служебное расследование
  • Убытки

Новости компании
Победы, решения, мероприятия

  • Взыскали с Аптечной сети «A.v.e» по договору поставки
  • Выиграли суд у МАДИ по статье 8.25 КоАП Москвы
  • Выиграли суд у АО ГУОВ защитив клиента от взыскания денежных средств

Международное право

Международное право.

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права.

Особенности международного права заключаются в следующем:

  1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
  2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
  3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
  4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
  5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права. Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права, к примеру: европейское право.

Читайте также:  Sre плавные тиристорные 1 фазные регуляторы скорости

Основными из них являются следующие:

  1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
  2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории

Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

К ним относятся:

  1. запрещения применения силы и угрозы силой;
  2. мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
  3. территориальной целостности государств;
  4. всеобщего и полного разоружения;
  5. уважения государственного суверенитета;
  6. невмешательства во внутренние дела государств;
  7. добросовестного выполнения международных обязательств;
  8. суверенного равенства государств;
  9. сотрудничества;
  10. равенства и самоопределения народов и наций;
  11. уважения прав и основных свобод человека;
  12. защиты окружающей среды;
  13. ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

  • по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:

«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

Читайте также:  Королла 2008 реле регулятор

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения ( так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

  • договорный процесс идет быстрее;
  • согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
  • договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Источник