Меню

Моральные регуляторы человеческих отношений

Мораль: Что Это Такое? (Основы, Нормы и Принципы)

Отношения между людьми регулируются не только с помощью законов. На них влияют религиозные догмы, национальные обычаи и, конечно, морально-этические принципы. Но религия и обычаи – это вполне понятные термины. А вот что такое мораль, сразу сказать не получится.

Кажется, слово мораль хорошо известно. Но далеко не все смогут ответить сразу: что это? Однако любой интеллектуально развитый человек осознаёт и может утверждать, что наличие такого компонента взаимоотношений между людьми, как мораль, является ключом к общественному развитию и прогрессу. Мы попытаемся сформулировать эту концепцию, а также понять, в чём необходимость морали.

В социуме издавна выработались некоторые поведенческие принципы: осознание грани между добром и злом. Следование этим принципам не является обязательным для человечества. Однако, чтобы индивид успешно интегрировался в социум, нужно придерживаться этих норм. К примеру, нормы морали у европейцев и мусульман могут в корне различаться. Поэтому каждый человек может по-разному продолжить фразу «мораль – это…» и при этом разные ответы будут отчасти правдивыми.

Что такое мораль?

Если вас интересует мораль, что это такое и вы хотите знать, кто является автором термина «мораль», придётся заглянуть в далёкое прошлое. Впервые слово мораль было упомянуто древнегреческим философом Цицероном. Слово произошло от греческого mores, что в переводе означает «общепринятые традиции». Позднее Аристотель позиционировал понятие слова «мораль» как определение отдельной ветви изучения «практической» философии, потому что она отвечает на вопрос: что нам делать?

Размышляя над тем, что значит мораль, Аристотель назвал главную цель этического счастья – деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализации.

Самореализация человека – это разумный поступок, который избегает крайности и держит золотую середину. Поэтому основа добродетельности – умеренность и осторожность. Раздел философии, который изучает нормы морали и нравственности, называется «этика». В этике определение слова мораль звучит так: мораль – это синтез общепринятых норм поведения в социуме, понимание что такое хорошо и что плохо, где находится грань между добром и злом, отношение к себе, другим и природе.

Принципы морали

Принципы морали – это отправная точка, на основе которой строится вся этика, всё нравственное поведение человека (человечность, справедливость, доброта, толерантность и т. д.).

Существуют принципы морали в дополнение к определённым моральным нормам, таким как «не кради» или «будь милостив». Они особенны тем, что определяют более общие формулы, из которых могут быть получены все другие конкретные законы морали. Они представляют собой мировоззренческие установки, которые на основе морального опыта закрепляют нравственную роль человечества, так называемую добродетель. Высокие моральные принципы развиваются в результате семейного воспитания и в процессе обучения. Они вместе приводят к пониманию и восприятию таких черт характера, как гуманность, справедливость и рациональность.

Пути и средства воплощения любого из всех морально-нравственных принципов очень разные и зависят от персональных качеств личности, национальных и религиозных традиций, устоявшихся в социуме и конкретных жизненных ситуаций. Самыми обширными и широко используемыми являются 5 принципов: гуманизм, взаимоуважение, рационализм, отвага и честь.

✔️ Гуманизм – это один из главных принципов морали. Это положительных качеств, которые представляют собой сознательный, доброжелательный и самоотверженный подход к людям вокруг нас и ко всему живому в природе. Человек – это существо, наделённое духовностью и интеллектом, и в любой, даже самой сложной ситуации он обязан оставаться человеком в соответствии с высоким моральным уровнем своего развития. Гуманизм формируется из ежедневных бескорыстных поступков, поддержки близких, взаимопомощи и умения идти на компромисс в спорных ситуациях. Гуманизм – это акт доброй воли, который основывается на полном понимании, доверии и взаимоуважении.

✔️ Взаимоуважение – это почтительное и вежливое отношение к окружающему миру, как к волшебству или ценному дару. Такой закон предписывает с благодарностью относиться к людям и окружающему миру. Взаимоуважение ассоциируется с такими качествами почтительность, доброта, благодарность.

✔️ Рационализм – это действие, основанное на моральном опыте. Оно содержит такие принципы, как мудрость и логика. Рациональность, с одной стороны, – это действия рассудка, с рождения подаренное личности, а с другой стороны, – действия, соответствующие опыту и системе моральных ценностей.

✔️ Отвага и честь – это категории, которые означают способность личности побеждать трудные жизненные препятствия и страхи, не теряя чувства своего достоинства и почтения к другим. Они сильно связаны между собой и основываются на таком фундаменте, как ответственность, обязательность и настойчивость.

Принципы морали должны постоянно присутствовать в человеческом поведении для укрепления высокоморального духа.

Разобравшись с тем, какие бывают моральные принципы, можно перейти к изучению норм морали.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

❗️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Читайте также:  Регулятор давления газа правый

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Зачем нужна мораль в обществе

Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса. Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено. В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше.

Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

Чем отличается мораль от нравственности

Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.

Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

Мораль Нравственность
Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое.
Необходимо уважать старших. Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае.
Не укради. Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения.

Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.

Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.

В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.

? Видео: что такое мораль простыми словами

Источник



Моральная регуляция человеческих отношений

Гуманизирующая, регулятивная, познавательная, воспитательная функции морали. Саморегуляция личности в обществе с помощью требований, имеющих всеобщее значение. Регуляция нравственных правил поведения. Познание добра и зла и воспитание человечности.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.03.2015
Размер файла 19,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Мораль для человека

Список используемой литературы

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Моральная регуляция человеческих отношений уходит своими корнями в глубокую древность. Не будет преувеличением утверждать, что мораль — одна из самых древних форм человеческого сознания, ибо она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает относиться к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.

Это понятно, так как никакой, даже самый маленький коллектив, самая маленькая группа не могут существовать без определенного свода норм поведения. Были в истории народы, которые не знали философии и науки, не знали права. Известны народы, у которых чрезвычайно слабо было развито искусство. История знает народы, о которых исследователи до сих пор спорят, обладали ли они религиозными верованиями. Но в человеческой истории не было народа, который не имел, хотя бы в самой зачаточной форме, нравственности.

Соблюдать моральные правила — дело хлопотное, это знает каждый из собственного опыта, поэтому мы нередко уклоняемся от их исполнения. Однако не столь часто, как хотелось бы, но люди продолжают совершать нравственные поступки. Значит, мораль для человека — это важно. Какое же влияние она оказывает на нашу жизнь?

1. Мораль для человека

Люди, как и животные, в жизни руководствуются прежде всего биологическими потребностями и инстинктами. Однако человеческое сообщество выработало и другие механизмы поведения, которые заключаются в способности руководствоваться «высшими соображениями», что и делает нас собственно людьми. «Не будь свиньей!» — укоряем мы того, кто ведет себя непорядочно. Говорим: «Будь человеком!» — когда призываем кого-то к нравственному поведению. Но что значит быть человеком?

Читайте также:  Регулятор для автомобильных вентиляторов

В повседневной жизни мы играем социальные роли, выражая лишь часть своего «Я». В нравственном же поведении человек выступает как целостная личность. Совершение добрых дел вызывает у человека справедливую гордость за себя как представителя рода человеческого. Проявить гуманность — это и означает руководствоваться неким перспективным интересом человечества в целом.

Представления о мере гуманности исторически изменяются. Люди стремятся изменить окружающее в соответствии со своими моральными идеалами, чтобы оно стало истинно человеческим, гуманным. Хотя нравственный идеал никогда не осуществляется до конца, он развивает самого человека, показывает идеальную перспективу его развития, отвечает на вопрос: для чего жить? Итак, мораль позволяет каждому из нас быть именно Человеком, а не животным, видеть смысл жизни, сохранять целостность личности, изменять мир в направлении гуманности.

1.1 Регуляция поведения

Люди во многом осознанно строят свои отношения друг с другом и изменяют их в соответствии со своими представлениями о том, каковы эти отношения должны быть. Предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. Но поскольку так бывает не всегда, моральные правила предписывают должное положение вещей, предъявляют требования к поступкам, душевным качествам и даже мыслям личности.

Действительно нам вменяется в обязанность «помогать слабым», «быть честным», «думать о других». Предписания долга далеко не всегда совпадают с нашими склонностями и личными интересами (об этом мы говорили в 10-м классе), но мы преодолеваем себя ради того, чтобы самим стать духовно выше и улучшить нашу совместную жизнь.

Поскольку конечная цель совершенствования, означенная выше понятием «гуманность», весьма абстрактна, то и правила морали носят обобщенный характер и нуждаются в толковании. Если правовые нормы формулируются предельно четко и записываются в кодексы, то правила морали — это неписаные законы, реализуемые применительно к обстоятельствам. Но от этого они не становятся необязательными для личности. Напротив, обобщенность морального правила (например, «не лги», «не кради», «уважай старших», «проявляй заботу о детях» и т. п.) позволяет ему «работать» в любой ситуации, заставляет человека поступать нравственно. моральный личностный человечный

Нравственная регуляция проникает во все сферы нашей жизни. B всяком поступке, на первый взгляд нейтральном, можно обнаружить скрытый моральный смысл, поступок может быть оценен как хороший или плохой «по большому счету». Иногда, кажется, что «какая разница, как поступать», но поскольку из отдельных деяний складывается целая жизнь, они небезразличны для общей оценки; личности.

В отличие от всепроницающей моральной регуляции нормы права имеют ограниченную сферу применения. Из-за этого мы иной раз сетуем, что негодяи не получат по заслугам только потому, что формально закон они не нарушили. Другие правила во взаимоотношениях между людьми (приличия, обычаи) также не годятся на все случаи жизни. То, что прилично на пляже, неприлично на похоронах, и наоборот. Но можно заметить, что в обоих, столь несхожих случаях мы держимся общего правила нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Обобщенность формулировки данного правила делает его почти универсальным. Соблюдать правовые нормы и житейские рекомендации полезно для человека, и он быстро осознает, как с их помощью достичь того, чего хочешь. С реализацией же моральных задач дело обстоит иначе. Поскольку планка идеала все время поднимается, всякий добрый поступок остается ступенькой в нравственном развитии и приносит лишь относительное удовлетворение. Более того, добрые дела часто не только не вознаграждаются, но иногда оборачиваются страданиями для тех, кто их совершает. Зная об этом, люди все-таки отваживаются на нравственные поступки, не надеясь на выгоду и не боясь неприятностей. Бескорыстие мотивов во многом определяет степень нравственности поведения. Когда нечто совершается ради нас самих, а не для того, чтобы что-то получить взамен, мы испытываем благодарность за то, что кто-то признал нашу личность ценностью превыше всех иных благ, в этом и состоит гуманность. Еще одна особенность моральной регуляции заключается в том, что для ее реализации в обществе не существует специальных учреждений. Если система права обеспечивается государственными органами, применяющими силу для защиты своих решений, то нравственный климат поддерживается за счет неоформленного, но действенного общественного мнения. Однако даже оно может оказаться сомнительным и не быть последней инстанцией в моральных вопросах. Нравственное правило значимо не потому, что кто-то подкрепил его своим авторитетом, оно должно быть как бы «правильно» само по себе. Когда мы совершаем доброе дело, то понимаем, что делаем не просто то, что нам или кому-то другому нравится, а исполняем некий закон морали. При этом, мы лично убеждены в его истинности, он соответствует нашим собственным представлениям о том, как должно поступать. Ведь нравственное требование — это не внешнее правило («ты должен» а внутреннее «я должен»). Нравственным мы считаем то свое жизненное правило, которое может претендовать на статус всеобщего закона поведения, то наше отношение к людям, которое может считаться нормой для общества.

Итак, нравственность нужна человеку, так как она позволяет ему осуществлять самоконтроль своей жизни, а также налаживать его отношения с другими людьми.

1.2 Познание добра и зла

Чтобы направить свою жизнь по пути совершенствования, надо научиться различать добро и зло (нравственное и безнравственное), выработать в себе их критерии. Критерии добра и зла впитываются нами, что называется, «с молоком матери», т. е. это не просто информация, а практическое знание, важное для жизни. Обычно мы знаем добро и зло в той степени, в какой они стали нашим убеждением и осуществляются нами на практике. Со сказками и играми, в общении с другими людьми мы учимся отличать хорошее от плохого, а также хорошее от прагматически полезного, от общепринятого. «Крошке-сыну» на житейских примерах объясняют, «что такое хорошо и что такое плохо». Со временем ребенок понимает, что добро заключается не только в том, чтобы мыть уши и хорошо учиться, что оно не сводится только к исполнению самых правильных рекомендаций. Постепенно человек приобретает опыт самостоятельного распознавания добра и, что не менее важно, опыт поддержания его своими действиями. Познавая в течение жизни добро, не столько узнаешь что-то новое, сколько глубже понимаешь людей и их нравственные отношения.

Читайте также:  Регулятор давления топлива опель корса с cdti

Иногда создается впечатление, что «у каждого — свое добро» и никаких общепризнанных оценок тут быть не может. Если бы это было так, то наши моральные суждения лишились бы всякого смысла, и всякий негодяй мог бы доказать, что «в каком-то смысле» он очень даже правильно действовал, и наоборот: всякий подвиг «в каком-то смысле» — действие неразумное и даже вредное. Но в том-то и дело, что речь идет не о «каком-то», а о моральном смысле происходящего. А такие рассуждения свидетельствуют, что говорящий как раз доподлинно не различает добро и зло, путает их с другими оценками.

Приятное и полезное в нашей жизни хороши с позиции того, что есть у нас сейчас, добро же — это оценка с точки зрения того, каким мир должен быть. Критерии добра мы обнаруживаем в своей душе, когда пытаемся представить, какое положение вещей подобает человеку. Гуманность составляет сердцевину понятия добра.

Что дает нам знание добра, столь обобщенной и отвлеченной ценности? В первую очередь — духовную перспективу, понимание того, в каком направлении, в общем и целом строить свою жизнь. Понимание глубинного смысла жизни помогает ориентироваться в событиях тогда, когда их исход неясен и конкретной информации для принятия рационального решения недостает. В критических, опасных для жизни ситуациях, как известно, и проверяются лучшие (и худшие) качества человека, и одновременно проступают на поверхность безотносительные критерии добра и зла (нравственного и безнравственного). В этом случае приверженность добру утешает человека, поддерживает в ситуации, когда ничто другое уже не может стать опорой для души. И наоборот, когда человек утрачивает представления о добре и зле, он, несмотря на материальное и социальное благополучие, испытывает чувство бесполезности своих начинаний и бесцельности своей жизни.

1.3 Воспитание человечности

К одному мудрецу пришла женщина с годовалым ребенком, чтобы посоветоваться, когда начать его воспитание. «Ты опоздала на целый год»,— ответил мудрец. Чтобы из человеческого существа получился настоящий человек, нужны усилия и окружающих, и его самого. Воспитание воздействует на нас, чтобы мы преодолели свой животный эгоизм ради занятий, доступных только воспитанному существу: творчества, саморазвития, духовного поиска. Для этого общество выдвигает совокупность требований, выполнять которые нас учат с детских лет. Со временем, взрослея, мы можем подвергнуть критике установки и взгляды своей среды, нам кажется, что ее мораль угнетает нас, ограничивает наши жизненные возможности. Однако сама эта способность возвыситься над сложившейся ситуацией была воспитана заранее. Нас учили делать не «то, что хочешь», а «то, что надо», и этим самым формировали умение критично относиться к своим желаниям и поступкам, владеть собой и за счет этого самостоятельно выбирать линию поведения. Результатом воспитания становится нравственная культура личности. Она определяется тем, насколько развиты у человека моральные понятия и чувства, как он умеет реализовывать свои нравственные установки на практике, тем, насколько гармонично связаны его моральное сознание и поведение. Нравственная самостоятельность не имеет ничего общего с желанием поступать «в пику окружающим». Ведь это тоже зависимость от них, только «обратная». Больше всего человек отличается от других тогда, когда совершает высоконравственные поступки, превосходящие принятые в обществе рамки. Это гораздо большая редкость, чем вызывающие выходки и мелкое хулиганство, которыми мы стараемся порой «отличиться». Таким образом, воспитательное значение морали состоит в том, что она приучает индивида к существующим стандартам гуманности. Но главное, она формирует способность к саморегуляции и к творческим представлениям о более высоком уровне человечности.

1. Основные социальные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, познавательная, воспитательная.

2. Мораль представляет собой саморегуляцию личности в обществе с помощью требований, имеющих всеобщее значение.

3. Нравственные правила формулируются обобщенно, проникают во все сферы жизни и выполняются бескорыстно.

4. Целью нравственной регуляции поведения является возвышение отдельного человека и общества к идеалам гуманизма.

5. Знание добра и зла, умение различать их приходит к человеку на практике и, в свою очередь, дает направление его жизни.

6. Нравственная культура позволяет человеку самостоятельно и успешно справляться с жизненными ситуациями.

Список используемой литературы

1. Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для 4-16 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 4 кн. Кн. 4.

2. Человек в мире культуры Т.М. Алпеева, Е.В. Беляева, Г.А. Василевич и др.; Под ред. Ю.А. Харина.- Мн.: Нар. асвета, 2002.- 191 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, разновидности, структура и элементы социального поведения личности в современном обществе. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения, диалектика и механизмы данного процесса. Саморегуляция социального поведения личности, ее методы.

курсовая работа [29,0 K], добавлен 25.01.2011

Постановка проблемы нравственной оценки деятельности человека. Понятие и сущность морали, ее роль в регулировании жизни общества и поведения его членов. Становление нравственности в человеке и моральная оценка его деятельности. Анализ проблемы выбора.

реферат [30,5 K], добавлен 26.07.2010

Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе. Сущность и содержание воспитания человека в обществе. 3

контрольная работа [23,4 K], добавлен 08.09.2011

Человек как основной связующий элемент социальной системы. Формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения ее членов, внутригрупповая иерархия отношений. Руководство, распределение функций и наличие коммуникации в организации.

реферат [57,9 K], добавлен 10.01.2017

Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

эссе [12,4 K], добавлен 20.11.2014

Источник