Чтобы получить удар током в метро, нужно коснуться одной рельсы или обеих?
В метро действительно присутствует система питания с контактным рельсом, однако, если вы задаете такой вопрос, изначально следует разобраться с принципами ее функционирования. Для питания подвижного состава используются рельсы, но отнюдь не те, по которым он движется. Те рельсы, которые вы можете легко наблюдать, стоя у края платформы, это путь для перемещения колес, напряжения на них в обычном состоянии нет. Электроснабжение производится за счет специального токосъемника на самих вагонах, который постоянно скользит по контактному рельсу, расположенному сбоку от пути, пример такого контактного рельса в метро вы можете видеть на рисунке ниже:
Как видите на рисунке, его даже выделяются ярким желтым цветом для обозначения на общем сером фоне, чтобы привлекать внимание неаккуратного пассажира, который может упасть в это пространство. В некоторых ситуациях на самом контактном рельсе может наноситься дополнительная информация в виде знака «Опасно! Высокое напряжение!» или соответствующей надписи. Все эти меры призваны предотвратить случайный контакт человека с контактным рельсом, так как именно он и находится под напряжением.
Исходя из вышеизложенного, человек, упавший на рельсы в метро, может получить удар электрическим током только в случае прикосновения к контактному рельсу. Если вы будете касаться или перемещаться по двум рельсам, предназначенным для движения подвижного состава, током вас не ударит. Цепь для протекания электрическим током замкнется в том случае, если вы коснетесь контактного рельса и любой заземленной конструкции: бетонной платформы, рельсового полотна или бетонного основания под ним.
Источник
справка по выживанию в метро при падении на рельсы
ЕСЛИ ТЕБЯ ТОЛКНУЛИ В МЕТРО И ТЫ ПАДАЕШЬ НА РЕЛЬСЫ, ТО .
1. Когда ты почувствовал(а), что равновесие потеряно и ты падаешь, то сделай попытку прыжка на ровный участок между рельсов (в лоток) или на шпалы. Самое главное это удачно упасть и не получить серьезную травму.
Не бойся, сами рельсы не под напряжением и внизу тебе ничего кроме поезда не угрожает. Понятно, что ты будешь испуган (а), но не поддавайся панике. Твердо помни, что у тебя есть несколько способов выбраться и не попасть под поезд.
2. Если после падения ты не получил(а) серьезных травм и до поезда еще далеко (не виден свет фар), то лучше всего осторожно встать, подойти к платформе, поднять руки и громко попросить тех, кто находится на перроне, помочь тебе выбраться. Они должны за руки втащить тебя на перрон. При этом обращай внимание на контактный рельс (КР) — он красноватый (оранжевый), идет вдоль перрона под его краем и закрыт пластмассовым (стеклопластиковым) изолирующим кожухом (см. рРис 1).
Рис.1. Вид токопроводящего контактного рельса, расположенного под краем платформы (закрыт оранжевым защитным кожухом). В центре виден узел крепления рельса к шпале.
Его можно касаться только сверху и сбоку, поскольку открытая токопроводящая часть КР обращена вниз. Однако, когда тебя будут вытаскивать старайся не наступать на него, т.к. под весом защитный стеклопластик может прогнуться или треснуть и ты можешь получить удар током (550-750 В). Кстати, шок при этом будет весьма хороший, но смертельные случаи от удара током весьма редки.
Помни, что в среднем время между двумя поездами составляет около 2,5-3,5 минут. Если люди сразу не стали тебе помогать (или стоят одни женщины), то попытайся выбраться на перрон самостоятельно (см. п. № 3) или лучше всего быстро беги по ходу поезда к месту остановки первого вагона (см. п.№ 4).
3. Если тебе никто не помогает, а до конца перрона бежать далеко, то можно попытаться выбраться наверх самостоятельно, используя в качестве опоры для ноги узел крепления контактного рельса. Для этого тебе нужно найти ближайший узел крепления оранжевого контактного рельса к шпалам (см. фото крепления на рис. 2, 3, 4 и схему узла на рис. 3.34), подбежать к нему, встать ногой на чугунную подушку на узле КР (или на кожух КР рядом с ней), оттолкнуться и выпрыгнуть на платформу, схватившись руками за ее край. Помни, что пластиковый кожух КР малопрочный и становиться нужно как можно ближе к узлу крепления. Если же ты получила травму руки, то лучше не терять время на самостоятельные попытки выбраться этим способом, а бежать по ходу движения поезда к месту остановки первого вагона. Более того, не нужно даже пытаться выбраться, если из тоннеля показался поезд.
Рис. 2. Внешний вид узла крепления контактного рельса. Фото.
4. Если при падении ты не травмировался(ась) и можешь самостоятельно двигаться, то нужно быстро идти по ходу поезда к месту остановки головного вагона. Ориентиром тебе будет служить черно-белая рейка, укрепленная на пути — .
Во-первых, там зона безопасности и есть технический выход на платформу — лесенка, обозначенная на шпале белым треугольником без буквы — . По ней ты сможешь самостоятельно уйти с пути. Во-вторых, это увеличит расстояние до поезда и даст машинисту возможность вовремя затормозить. Однако, если ты не добежал(а) до полосатой рейки, а поезд уже выехал из тоннеля на станцию, то не думая ложись в лоток.
4. Если ты травмирован(а), очень испуган(а) или на какие-либо действия нет времени из-за приближающегося поезда, то ты должн(а) срочно лечь на живот в лоток между рельсами головой по направлению к поезду. Ложиться надо именно в лоток, а не пытаться спрятаться под уступ платформы. Помни, что у вагона сбоку расположены выступающие за габариты железнодорожной тележки токосъемные пластины (см. рис. 6), которые скользят снизу по контактному рельсу. Они тебя обязательно сбоку зацепят. В лотке же, места хватает и поезд тебя не заденет. Основная задача не испугаться, поскольку если поезд накроет тебя, то в 30-40 см вокруг (практически возле лица) будет стоять жуткий грохот, визг, жар, сыпаться искры. По опыту лежания под движущимся танком можем посоветовать тебе для нервной разрядки глубоко вдохнуть, а на выдохе громко вспомнить мать ихнюю, удерживаясь при этом от каких-либо движений до полной остановки поезда. Ложиться надо головой к поезду, чтобы воздухом не подняло края одежды и она не могла бы зацепилась за элементы поезда.
После остановки поезда (если ты находишься под ним) не вставай, а дождись дежурную по станции и машиниста. Они определят и скажут как тебя будут эвакуировать наверх. Естественно, будет муторно и займет примерно 15-30 минут. Терпи.
В случае, если тебе необходимо покинуть поезд, остановившийся в тоннеле, дождись команды машиниста по громкой связи. Не дергайся — как бы тяжело и душно тебе не было, не поддавайся стадному чувству. Перед эвакуацией, если она потребуется, диспетчером пути на перегоне должен быть обесточен контактный рельс и включен свет. Однако всякое может быть с отключением КР и ты должен(на) помнить правила безопасности. В отличии от станции контактный рельс внутри тоннеля может проходить как слева, так и справа. И все же, в большинстве случаев, он таки расположен слева, поэтому выходить из вагона следует только на правую по ходу движения сторону поезда. Там расположены низковольтные системы управления движением и системы экстренной связи. Кроме того, эта сторона специально используется для прохода, на ней монтируются специальные лавочки, так называемые банкетки, которые устанавливаются в нишах-углублениях.
Рис. 6. Токосъемная пластина поезда (токоприемник). Крупный план.
Автор текста — Паншин А.А. Соответственно, за коперайтами к нему.
Источник