Меню

Находятся ли рельсы метро под напряжением или нет

Чтобы получить удар током в метро, нужно коснуться одной рельсы или обеих?

В метро действительно присутствует система питания с контактным рельсом, однако, если вы задаете такой вопрос, изначально следует разобраться с принципами ее функционирования. Для питания подвижного состава используются рельсы, но отнюдь не те, по которым он движется. Те рельсы, которые вы можете легко наблюдать, стоя у края платформы, это путь для перемещения колес, напряжения на них в обычном состоянии нет. Электроснабжение производится за счет специального токосъемника на самих вагонах, который постоянно скользит по контактному рельсу, расположенному сбоку от пути, пример такого контактного рельса в метро вы можете видеть на рисунке ниже:

Как видите на рисунке, его даже выделяются ярким желтым цветом для обозначения на общем сером фоне, чтобы привлекать внимание неаккуратного пассажира, который может упасть в это пространство. В некоторых ситуациях на самом контактном рельсе может наноситься дополнительная информация в виде знака «Опасно! Высокое напряжение!» или соответствующей надписи. Все эти меры призваны предотвратить случайный контакт человека с контактным рельсом, так как именно он и находится под напряжением.

Исходя из вышеизложенного, человек, упавший на рельсы в метро, может получить удар электрическим током только в случае прикосновения к контактному рельсу. Если вы будете касаться или перемещаться по двум рельсам, предназначенным для движения подвижного состава, током вас не ударит. Цепь для протекания электрическим током замкнется в том случае, если вы коснетесь контактного рельса и любой заземленной конструкции: бетонной платформы, рельсового полотна или бетонного основания под ним.

Источник



справка по выживанию в метро при падении на рельсы

ЕСЛИ ТЕБЯ ТОЛКНУЛИ В МЕТРО И ТЫ ПАДАЕШЬ НА РЕЛЬСЫ, ТО .

1. Когда ты почувствовал(а), что равновесие потеряно и ты падаешь, то сделай попытку прыжка на ровный участок между рельсов (в лоток) или на шпалы. Самое главное это удачно упасть и не получить серьезную травму.
Не бойся, сами рельсы не под напряжением и внизу тебе ничего кроме поезда не угрожает. Понятно, что ты будешь испуган (а), но не поддавайся панике. Твердо помни, что у тебя есть несколько способов выбраться и не попасть под поезд.

Читайте также:  Принципы импульсного регулирования постоянного напряжения

2. Если после падения ты не получил(а) серьезных травм и до поезда еще далеко (не виден свет фар), то лучше всего осторожно встать, подойти к платформе, поднять руки и громко попросить тех, кто находится на перроне, помочь тебе выбраться. Они должны за руки втащить тебя на перрон. При этом обращай внимание на контактный рельс (КР) — он красноватый (оранжевый), идет вдоль перрона под его краем и закрыт пластмассовым (стеклопластиковым) изолирующим кожухом (см. рРис 1).

Рис.1. Вид токопроводящего контактного рельса, расположенного под краем платформы (закрыт оранжевым защитным кожухом). В центре виден узел крепления рельса к шпале.

Его можно касаться только сверху и сбоку, поскольку открытая токопроводящая часть КР обращена вниз. Однако, когда тебя будут вытаскивать старайся не наступать на него, т.к. под весом защитный стеклопластик может прогнуться или треснуть и ты можешь получить удар током (550-750 В). Кстати, шок при этом будет весьма хороший, но смертельные случаи от удара током весьма редки.
Помни, что в среднем время между двумя поездами составляет около 2,5-3,5 минут. Если люди сразу не стали тебе помогать (или стоят одни женщины), то попытайся выбраться на перрон самостоятельно (см. п. № 3) или лучше всего быстро беги по ходу поезда к месту остановки первого вагона (см. п.№ 4).

3. Если тебе никто не помогает, а до конца перрона бежать далеко, то можно попытаться выбраться наверх самостоятельно, используя в качестве опоры для ноги узел крепления контактного рельса. Для этого тебе нужно найти ближайший узел крепления оранжевого контактного рельса к шпалам (см. фото крепления на рис. 2, 3, 4 и схему узла на рис. 3.34), подбежать к нему, встать ногой на чугунную подушку на узле КР (или на кожух КР рядом с ней), оттолкнуться и выпрыгнуть на платформу, схватившись руками за ее край. Помни, что пластиковый кожух КР малопрочный и становиться нужно как можно ближе к узлу крепления. Если же ты получила травму руки, то лучше не терять время на самостоятельные попытки выбраться этим способом, а бежать по ходу движения поезда к месту остановки первого вагона. Более того, не нужно даже пытаться выбраться, если из тоннеля показался поезд.

Читайте также:  Какие напряжения вызывают сжатие грунта

Рис. 2. Внешний вид узла крепления контактного рельса. Фото.

4. Если при падении ты не травмировался(ась) и можешь самостоятельно двигаться, то нужно быстро идти по ходу поезда к месту остановки головного вагона. Ориентиром тебе будет служить черно-белая рейка, укрепленная на пути — .
Во-первых, там зона безопасности и есть технический выход на платформу — лесенка, обозначенная на шпале белым треугольником без буквы — . По ней ты сможешь самостоятельно уйти с пути. Во-вторых, это увеличит расстояние до поезда и даст машинисту возможность вовремя затормозить. Однако, если ты не добежал(а) до полосатой рейки, а поезд уже выехал из тоннеля на станцию, то не думая ложись в лоток.

4. Если ты травмирован(а), очень испуган(а) или на какие-либо действия нет времени из-за приближающегося поезда, то ты должн(а) срочно лечь на живот в лоток между рельсами головой по направлению к поезду. Ложиться надо именно в лоток, а не пытаться спрятаться под уступ платформы. Помни, что у вагона сбоку расположены выступающие за габариты железнодорожной тележки токосъемные пластины (см. рис. 6), которые скользят снизу по контактному рельсу. Они тебя обязательно сбоку зацепят. В лотке же, места хватает и поезд тебя не заденет. Основная задача не испугаться, поскольку если поезд накроет тебя, то в 30-40 см вокруг (практически возле лица) будет стоять жуткий грохот, визг, жар, сыпаться искры. По опыту лежания под движущимся танком можем посоветовать тебе для нервной разрядки глубоко вдохнуть, а на выдохе громко вспомнить мать ихнюю, удерживаясь при этом от каких-либо движений до полной остановки поезда. Ложиться надо головой к поезду, чтобы воздухом не подняло края одежды и она не могла бы зацепилась за элементы поезда.
После остановки поезда (если ты находишься под ним) не вставай, а дождись дежурную по станции и машиниста. Они определят и скажут как тебя будут эвакуировать наверх. Естественно, будет муторно и займет примерно 15-30 минут. Терпи.

Читайте также:  Низкое напряжение акб ваз 2115

В случае, если тебе необходимо покинуть поезд, остановившийся в тоннеле, дождись команды машиниста по громкой связи. Не дергайся — как бы тяжело и душно тебе не было, не поддавайся стадному чувству. Перед эвакуацией, если она потребуется, диспетчером пути на перегоне должен быть обесточен контактный рельс и включен свет. Однако всякое может быть с отключением КР и ты должен(на) помнить правила безопасности. В отличии от станции контактный рельс внутри тоннеля может проходить как слева, так и справа. И все же, в большинстве случаев, он таки расположен слева, поэтому выходить из вагона следует только на правую по ходу движения сторону поезда. Там расположены низковольтные системы управления движением и системы экстренной связи. Кроме того, эта сторона специально используется для прохода, на ней монтируются специальные лавочки, так называемые банкетки, которые устанавливаются в нишах-углублениях.

Рис. 6. Токосъемная пластина поезда (токоприемник). Крупный план.


Автор текста — Паншин А.А. Соответственно, за коперайтами к нему.

Источник