Меню

Нормы морали является регулятором общественных отношений

Мораль как регулятор общественных отношений

Исторические этапы развития морали

Социальные функции морали состоят в том, чтобы регулировать отношения между людьми. Цель регулирования – укрепить взаимосвязи между людьми. Вспомним знаменитое требование и саму его формулировку «возлюби ближнего». Регулятивная функция включает в себя: мировоззренческую (если указывает цели), коммуникативную (если обеспечивает связь) и интегративную (если объединяет людей) функции.

Мораль как социальный институт появляется и крепнет в эпоху цивилизаций. Мы помним, что цивилизации – это общества, где происходят бурные изменения и множество событий, это огромные сложноорганизованные общества. Что может связать людей в таких обществах, преодолеть национальную и социальную разобщенность? Это делает мораль, которая призывает к равному отношению ко всем вне зависимости от их социального и национального происхождения.

Следует подчеркнуть, что в традиционных обществах мораль обладала специфическими чертами. Не существовало четкого разделения моральных, правовых и религиозных норм. Это означало, что за несоблюдение моральных правил могло последовать правовое или религиозное наказание. И наоборот, нарушение собственно религиозных обрядов и ритуалов приводило к моральному осуждению. Решающим фактором воздействия за несоблюдение норм выступало давление общественного мнения. Поэтому можно сказать, что в традиционных обществах людям часто трудно было превратить моральные нормы во внутренний регулятор своего поведения. Они оставались как бы внешними по отношению к людям.

И, наконец, характерной особенностью традиционных обществ было содержание морали. Именно с ним очень долго вели борьбу мировые религии. Основным принципом традиционной морали являлось деление на своих и чужих. Своими, как правило, считались члены общины, касты, ордена, цеха и т.д. По отношению к ним нормы требовали соблюдать отношения справедливости, равенства, взаимопомощи, сохранения собственного достоинства и уважения к другим. По отношению к чужим действовал принцип выгоды.

С развитием индустриального общества меняется как содержание моральных норм, так и их место в обществе. Мораль приобретает автономный характер. Она отделяется от религии и права как по своим целям, так по способам контроля над поведением. Превращение морали в социальный институт помимо всего означает признание за человеком права поступать согласно своей совести.

Правила поведения интериоризируются, т.е. превращаются во внутренний регулятор человеческих действий. Это означает, что человек теперь действует, руководствуясь не внешним давлением, а внутренними принципами. Он сам осуществляет контроль над собой, сам карает себя за несоблюдение тех или иных норм. Это проявляется в муках совести, нравственном суде.

Особые черты приобретает содержание морали. Мы уже подчеркивали, что решающим признаком определения моральности тех или иных правил поведения является их универсальность. Но какими же должны быть эти правила? Основной принцип, который лежит в основе современной морали, гласит: относись к другому не как к средству, а как к цели.Поэтому характерной чертой современной морали становится гуманизм, т.е. применение данного принципа по отношению к любому человеку вне зависимости от национальной, половозрастной, социальной принадлежности.

1. Мораль является одной из важнейших духовных ценностей в цивилизациях и видом социальных норм. В отличие от познания и переживания мира мораль призвана определять поведение человека посредством императивов или повелений. Мораль требует, чтобы ее предписания исполнялись всегда, везде и по отношению ко всем, определяли не только поступки, но и намерения человека и носили самоценный характер.

2. В обществах мораль существует в виде нравов, т.е. конкретно-исторических форм морали. Идеалом морального отношения является формирование нравственности, т.е. знания, умения, а главное, желания исполнять моральные предписания.

3. Мораль приобретает важное значение с эпохой возникновения цивилизаций, где выполняет мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции.

4. В отличие от традиционных обществ, где содержанием морали долгое время было разделение на своих и чужих, принципом морали индустриальных обществ становится гуманизм, т.е. требование относится к любому человеку как к цели, а не как к средству.

Контрольные вопросы

1. Что отличает мораль от традиций, религии и права?

2. Если человек совершает добрый поступок из чувства симпатии, можно ли назвать его поведение моральным?

3. Каким образом мораль может выполнять в обществе мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции?

СЛОВАРЬ

Мораль – совокупность требований (моральных норм), предъявляемых к человеку, и указывающих, что он должен делать, чтобы осуществлять добро и избегать зла

Нравственность – способность и желание человека следовать моральным нормам

Нравы — исторически сложившиеся в той или иной культуре моральные нормы

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и выявляющая на каком основании добро отделяется от зла

Профессиональная этика – нормы, регулирующие поведение членов специализированного коллектива, чтобы обеспечить наиболее эффективное достижение целей, стоящих перед данным коллективом

Императив – повеление, требование, предписание (а не совет или рекомендация) совершить то или иное действие

Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к цели, а не как к средству

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Моральные нормы остаются верными, даже если ни один человек их не соблюдает, потому что они говорят о том, как следует поступать, а не о том, как люди поступают

2. Добродетельный человек – это человек, который делает добрые дела толькоиз симпатии к окружающим

3. Люди соблюдают моральные нормы только потому, что боятся осуждения со стороны общественного мнения

4. Требования морали имеют универсальное значение. Это значит, что любой человек должен их выполнять всегда и везде

5. Условием соблюдения правовых норм является угроза наказания со стороны государства

6. Условием соблюдения моральных норм является не совесть, а осуждение общественного мнения

7. Моральный авторитет человека зависит от его социального положения

8. Моральной оценке в отличие от правовой оценки подлежат не только действия человека, но и его намерения

Читайте также:  Гарнитура sven ap 010mv микрофон регулятор громкости

9. Основная цель морали закреплять и освящать сложившиеся в обществе обычаи

10. Мораль оценивает не только цель, но и средства ее достижения

11. Мораль и религия – это одно и то же, потому что все известные нам моральные нормы содержатся в религиозных текстах

12. Мораль имеет значение только для масс, а для великих личностей эта мерка слишком мала

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Мораль – прежде всего

а) правила хорошего тона

б) правила поведения

в) правила создания новых объектов

г) правила использования объектов

2. Мораль – прежде всего

а) личные выводы, которые человек должен сделать из своих поступков

б) нормы, закрепленные государством

в) общезначимые требования, предъявляемые к поведению каждого человека

г) мнения коллектива о поведении индивида

3. Мораль – это правила

а) как должны относится друг к другу граждане государства

б) как должны относится друг к другу представители одной нации

в) как должен относиться любой человек к любому человеку

г) как должны относиться друг к другу члены определенного общества

а) личное дело каждого человека

б) воля большинства по отношению к меньшинству

в) требования государства к поведению человека

г) всеобщие требования к поведению любого человека

5. Моральные нормы отличаются от научных законов тем, что

а) мораль субъективна, а законы объективны

б) мораль говорит о должном, а законы — о сущем

в) мораль произвольна, а истинность законов доказываются фактами

г) мораль изменчива, а законы устойчивы

6. Моральные нормы от правовых норм отличаются тем, что

а) за нарушение одних наказывают, а за нарушение других – нет.

б) одни просты и определенны, а другие – туманны и неопределенны

г) одни приказывают, а другие лишь советуют

д) для выполнения одних достаточно только поступка, для выполнения других – необходимо соответствие намерения поступку.

7. Подчеркните верное положение

а) основная задача морали запрещать те или иные поступки человека

б) мораль судит не только поступки, но также мысли и чувства человека

в) мораль воздействует на человека через только давление общественного мнения

г) с момента возникновения моральные нормы остались неизменными

8. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. На основе данного определения укажите, какой из перечисленных ниже поступков легальный, а какой — моральный?

а) человек помог другому человеку, исходя из принципа, что людям следует помогать

б) человек помог другому человеку из чувства симпатии

в) торговец не обсчитывает покупателей, чтобы привлечь больше покупателей

г) человек помог другому человеку, потому что боится осуждения окружающих

д) человек оскорбил другого человека

9. Общечеловеческие нормы морали – это

а) правила, указывающие как любой человек должен относиться к любому человеку

б) то общее, что есть во всех моральных учениях прошлого и современности

в) правила взаимоотношений людей, которые будут существовать, если все люди на планете объединятся в единое общество

г) правила взаимоотношений людей в экономически наиболее передовых обществах

10. Есть общечеловеческая мораль, а есть и профессиональная этика, т.е. правила, регулирующие взаимоотношения людей в определенном виде деятельности. Что относится к профессиональной этике:

11. К нормам какого вида деятельности в первую очередь относится данное высказывание: «не доверяй авторитету»:

1. Является ли религия (например, христианство) моральным учением? Обоснуйте ответ.

2. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Если бога нет, то все дозволено». Как вы думаете, почему он так утверждал, ведь даже если религия исчезает, то остаются правила поведения и люди, которые их исполняют.

3. «Морально то, что согласно с природой, и аморально то, что противоречит ей». Можно ли согласиться с таким пониманием сущности морали?

4. «Всякое благо мы познаем ощущением» Эпикур. Прав ли философ в выделенном им критерии определения блага?

5. Как вы думаете, подлежит ли моральной оценке эксперимент, проводимый ученым? Если подлежит, при каких условиях он является нравственно-отрицательным, нравственно-нейтральным и нравственно-положительным?

6. Требование «беречь здоровье окружающих на производстве» является частью профессиональной этики или общечеловеческой этики? Ответ обосновать.

7. Как вы думаете, утверждение «счастье — это семья» является призывом к счастью или к добру? Ответ обосновать.

8. В животном мире ученые обнаружили частые случаи самопожертвования и взаимопомощи среди животных одного вида и разных видов. Можно ли говорить о поведении животных как о нравственном поведении? Ответ обосновать.

9. Как вы думаете, должен ли ученый быть справедливым? Если нет, какое слово, близкое по смыслу справедливости, вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать деятельность ученого? Ответ обосновать.

10. Источником сведений о правилах поведения могут быть наблюдения за поведением людей (опыт), логическое рассуждение (разум), инстинкты и религиозные тексты (откровение). Как вы думаете, какой из источников наиболее приемлем именно для формулировки моральных норм? Ответ обосновать.

11. Как вы думаете, почему Иисус Христос учил не молиться на людях? Имеет ли это какое-то отношение к морали?

12. «Научными методами нельзя установить, какой должна быть хорошая жизнь» П. Бергер. Почему?

13. Как вы думаете, является ли моральным требование «беречь собственное здоровье»?

14. Чем отличаются друг от друга высказывание «все люди – эгоисты» и высказывание «любите окружающих»?

15. Известный русский социолог П. Сорокин выделял в истории человечества три вида моральных и правовых норм: а) идеационные моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую моральную ценность не в чувственном, а в сверхчувственном мире; б) чувственные моральные нормы, т.е. нормы утверждающие ценности счастья, удовольствия и комфорта в чувственном мире; в) идеалистические моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую ценность сверхчувственного мира, но положительно оценивающие те чувственные ценности, которые благородны и не противоречат сверхчувственному миру. Попробуйте теперь распределить все приведенные ниже суждения в соответствии с данными критериями.

Читайте также:  Регулятор скорости вращения dixell xv308k 70100

А) «Максимум счастья для максимума людей»

Б) «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»

В) «Высшая цель – наслаждение»

Г) «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный»

Д) «Имущество не создает счастья. Богатство непостоянно. Будь благочестивым, усердным. Веди честную жизнь. Будь уважительным»

Е) «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе»

Ж) «Следуй своим желаниям, покуда жив. Делай все, что пожелаешь на этой земле, и не тревожь сердца своего»

З) «Смотри на мир, как бы ты смотрел на мыльный пузырь», «Мудрецов ничто не заботит в этом мире».

16. «Что касается принципа собственного счастья [как основания моральных законов], то он более всего неприемлем не только потому, что он ложен и опыт противоречит утверждению, будто хорошее состояние всегда согласуется с хорошим поведением; и не потому, что он нисколько не содействует созданию нравственности, так как совсем не одно и то же сделать человека счастливым или же сделать человека хорошим, сделать хорошего человека умным и понимающим свои выгоды или же сделать его добродетельным. Принцип этот негоден потому, что он подводит под нравственность мотивы, которые скорее подрывают ее и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному, как лучше рассчитывать…» И. Кант. За что философ критикует стремление к своему счастью? Попробуйте сгруппировать его аргументы.

17. Если человек оказывает помощь ближнему в расчете на благодарность, можно ли назвать его поступок нравственным или добродетельным? Если нет, то почему?

18. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. Как вы поняли смысл этого высказывания? Чем моральный поступок отличается от легального поступка? Приведите пример?

19. «Честность полезна, так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине они являются добродетелями» Б. Франклин. Прав ли автор в своем определении критериев добродетели?

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

4.1. Глобальные проблемы современности

4.1.1. Понятие глобальных проблем

4.1.2. Проблема войны и мира в современных условиях

4.1.3. Экологическая проблема

Цели и задачи темы

1. Дать определение глобальных проблем, причин их возникновения и основных направлений решения.

2. Дать характеристику проблемы войны и мира и сформулировать условия, придающие данной проблеме глобальный характер.

3. Дать характеристику экологической проблемы: определение экологического кризиса, причины его возникновения и перспективы решения.

Источник



Соотношение права и морали

Правовые лабиринты Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер. Граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, то есть официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества.

Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. Право и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.

Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают.

Речь идет здесь не только о том, что субъектами тех или иных отношений являются люди, социальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным и правовым сознанием, представляющим определенную целостность.

Отношение к отечеству, государству, своей культуре, к другим народам получает лишь различное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах — с другой. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедливость, совесть, выступают как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия.

При характеристике права и морали нельзя упускать из виду и процессы встречного влияния права на мораль и в этой связи то обстоятельство, что реальность господствующей морали, ее фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными и реальными являются в данном обществе правовые установления.

Важное свойство моральных норм — способность проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе в экономические, политические, производственные и т.д. И это понятно, так как моральные нормы ориентированы на категории добра, чести, совести, долга, достоинства, ответственности и т.д.

Мораль и право являются единым целым. Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравственным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению правонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой помимо юридической ответственности и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон.

Читайте также:  Температурный регулятор для бойлера

Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону.

В то же время право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.

Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналоги с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.

Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право формирует социально целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, пониманием социальной необходимости конкретной системы правоотношений, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить полнокровную жизнь этим правоотношениям. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.

Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта, поступка. Для морали смысл конкретной ситуации, выбора решения — в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. Иной возможности приравнять людей в их взаимоотношениях нет.

Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями.

Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.

Мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутреннего побуждения поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неинституциированы. Когда же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равнодушие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и программ активной индивидуальной, жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, — верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т.д.

Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей.

Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д. а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью вникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также, принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа. Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме того, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера.

Источник