К вопросу о максимальной мощности
В связи с переводом в соответствии с п. 74 Основ ценообразования в энергетике потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, на расчеты по трехставочному тарифу с 01 июля 2013 года в настоящее время практика по таким делам наконец подбирается к кассационным инстанциям.
Что такое мощность вообще и максимальная мощность, в частности.
В контексте применения дифференциации тарифов по уровню мощности последняя бывает: максимальная, фактически потребленная, которая может делиться на фактически потребленную генераторную и фактически потребленную сетевую, а также резервируемую (разница между фактически потребленной и максимальной).
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа, «максимальная мощность» — наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Поскольку обязанности одного лица обычно корреспондирует право другого, то можно выразить понятие и иным образом.
В п. 42 Правил оптового рынка под мощностью понимается особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
В предыдущей редакции Правил оптового рынка понятие выражалось через торговлю мощностью — особым товаром, продажа которого влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности.
Легко заметить, что в Правилах недискриминационного доступа понятие мощности выражается в части обязанностей сетевой организации, в Правилах оптового рынка в части обязанностей производителя мощности. Как такового единого понятия мощности не дается, но оба понятия можно «распространить» на недостающих субъектов.
Из определения следует, что:
1. Максимальная мощность представляет из себя объем мощности, в пределах которого сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии;
2. Момент и способ ее фиксации — в соответствии с документами о технологическом присоединении, которые составляются в процессе техприсоединения (п. 13(1) Правил недискриминационного доступа);
3. Способ ее определения – потребителем (пп. г п. 9 Правил технологического присоединения) исходя из обусловленности составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства). При этом, строго говоря, пункты 24-26 Правил технологического присоединения не содержат такого основания для отказа в заключении договора, как несоответствие максимальной мощности составу энергопринимающего оборудования. Подпункт Б п. 24, устанавливающий основание «отсутствие технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме — если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения» был исключен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442
Иными словами, максимальная мощность – это величина, в пределах которой потребитель вправе требовать от субъектов электроэнергетики выработки для него и передачи ему необходимого объема электроэнергии. Некая услуга, заключающаяся в использовании производственных и передающих мощностей энергосистемы в определенных пределах.
Из этого «права требования» вытекает три следствия:
— это право потребителя – то есть он вправе требовать (использовать) мощность, а не обязан ее использовать;
— это требование в пределах – величина максимальной мощности определяет лишь «потолок» использования энергосистемы, величина реального использования зависит от потребителя. Разница между этим «потолком» и фактически использованной мощностью называется резервируемой мощностью (п. 8(1) Правил недискриминациооного доступа);
— это обязанность сетевой организации и генератора, которую ей навязывает потребитель. Т.е. вне зависимости от фактического использования мощностей оборудование закупается, эксплуатируется и обслуживается субъектами электроэнергетики исходя из «потолка» в пределах которого она может понадобиться. Естественно, что затраты на покупку, содержание и ремонт излишне дорогого оборудования отражаются на тарифе для всех потребителей;
— поскольку максимальная мощность – это право и обязанность, то ее исполнение должно оцениваться в точке поставки (п. 2 Правил недискриминационного доступа), а не до нее — в сетях сетевой организации или после — в сетях потребителя.
В составе трехставочного тарифа оплачиваются ставка за объем электроэнергии, ставка за объем мощности в соответствии с п. 15(1) Правил техприсоединения – так называемая сетевая мощность, ставка за объем мощности в соответствии с п. 111 Основных положений – так называемая генераторная мощность. Если проще – ставка за сырье, использованное для производства электроэнергии (или, собственно «чистая» стоимость электроэнергии), ставка за использование части электростанции, израсходованной на производство (генерацию) данного объема электроэнергии, ставка за использование линий электропередач и подстанций сетевой организации, по которой она была передана (сетевая мощность).
О трехставочном тарифе
Суточные графики нагрузки энергосистемы обычно имеют форму буквы М, «левый» утренний пик которой приходится на период начала работы предприятий, а «правый» вечерний на возвращение работников домой.
Для покрытия пиковых нагрузок приходится применять дополнительные мощности оборудования, таким образом, теоретически, при сглаживании пика нагрузок, уменьшается потребность в оборудовании и затраты, которые потом закладываются в тариф.
Трехставочный тариф, в теории, стимулирует потребителей к планированию почасового потребления за счет того, что количество подлежащей оплате мощности определяется именно в часы максимума энергосистемы (фактического и планируемого).
Вторая важная задача – высвобождение ненужной максимальной мощности, которой по данным Минэнерго РФ накопилось примерно 69 ГВт (http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1447&id=391053) и которую энергосистема вынуждена поддерживать в интересах потребителей (п. 10 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442)
Если после процесса техприсоединения, в котором устанавливаются права и обязанности сторон и проводятся технические мероприятия по закупке и установке оборудования, состав электроприемников изменился, это не повлияло на обязанности сетевой организации, поскольку в правовом и экономическом плане мощность у нее не высвободилась – все так же требует эксплуатации и ремонта слишком «большой» трансформатор на вышестоящей подстанции, который используется не в полном объеме.
Тут напрашивается решение использовать этот трансформатор для снабжения также еще и другого потребителя за плату (передать часть мощности этого трансформатора). Но увы, до отказа потребителя в пользу этого самого третьего потребителя или сетевой организации данные мощности использованы другим способом быть не могут (не считая нарушений вроде превышения допустимой мощности загрузки подстанции 😉 )
Судебная практика
Предмет споров в данном контексте уже получил свое емкое определение «споры об отнесении к категории потребителей выше (не менее) 670 кВт».
Практика пока что относительно устоялась на уровне апелляционных арбитражных судов, по части которых срок на обжалование актов которых не истек, поэтому приводятся только ссылки на номера дел. Следует учитывать, что она в любой момент может быть изменена.
Сетевые организации и гарантирующие поставщики в 2х месячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 должны были предупредить потребителей о необходимости включения величины максимальной мощности в договора энергоснабжения. «Принудительный перевод» потребителей выше 670 кВт на трехставочный тариф начался почти год спустя, с 01 июля 2013, таким образом, потребителям было дано время на приведение документов о технологическом присоединении в порядок и выполнение требований п. 143 Основных положений функционирования розничных рынков в части оснащения подходящими приборами учета. Кроме того, в информационных целях величина резервируемой мощности должна быть указана в счетах для оплаты (п. 80 Основных положений функционирования розничных рынков).
Вместе с тем, указанные меры не всегда приводят к согласованному мнению об отнесении к определенной категории конкретного потребителя. Чаще всего споры возникают в силу изменния фактического состава элеткрооборудования при «сомнительных» основаниях его фиксации в документах о техприсоединении.
Примечание: В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 № 16260/06 (дело «Мосэнерго против Мосрентген») в отношении уровня напряжения содержится вывод о том, что «данный показатель связан с тарифом, но является техническим, который стороны вправе согласовать в договоре». Суть спора состояла в том, что стороны в договоре согласовали энергоснабжение по уровню напряжения ВН, при этом фактически энергоснабжение осуществлялось по уровню СН-II. Президиум пришел к выводу, что необходимо применять тот уровень напряжения, который установлен в договоре, а не фактически имеющийся. Указанное постановление широко применяется в арбитражной практике (например, в отношении применения тарифов при продаже электроэнергии — Определение ВАС РФ от 21.08.2013 N ВАС-10489/13 по делу N А40-123973/12-109-379, Определение ВАС РФ от 26.06.2013 N ВАС-7378/13 по делу N А03-6211/2012, по аналогии в отношении определения платы за услуги по передаче электроэнергии — Определение ВАС РФ от 21.06.2013 №ВАС-10489/13 по делу №А40-123973/12).
Суд первой инстанции по делу А40-121875/2013 «со ссылкой на Приложение № 2 к Договору энергоснабжения истец указал, что точка поставки для ОАО «Оборонэнергосбыт» (в/ч 03770) является ТП-657, максимальная (разрешенная) мощность потребителя ОАО «Обороэнергосбыт» составляет 3390 кВт/кВа.
Вместе с тем, истцом при расчете стоимости поставленной электроэнергии не учтен, факт изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт».
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами (однолинейными схемами, АРБП) подтверждается, что подлежащая учету при расчетах максимальная мощность каждого из энергопринимающих устройств потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» составляет менее 670 кВт»
Апелляционным определением от 20.03.2014 указанное решение отменено, иск из трехставочного тарифа удовлетворен. При этом указано, что «Отыскиваемая по настоящему делу сумма задолженности за июль 2013 года в размере 838.667,67 руб. представляет разницу между применяемыми сторонами тарифами на электрическую энергию. […] Содержание указанных актов не может быть принято апелляционный судом, поскольку сторонами в установленном порядке изменения в договор не вносились, указанные акты ответчиком истцу не направлялись, иных точек поставки договором энергоснабжения не предусмотрено и сторонами не согласовано, а доводы ответчика относительно изменения границ балансовой принадлежности по существу направлены на одностороннее изменение условий договора энергоснабжения, что недопустимо.»
Аналогичная судебная практика:
АСгМ — А40-124097/2013, А40-154257/2013, А40-123271/2013, А40-141028/2013, А40-122264/2013, А40-164441/2013, А40-141040/2013, А40-26118/2014
Иные суды: А41-61116/2013, А32-30048/2013, А56-72431/2013, А51-5400/2014
В отношении большых суммы задолженности — у потребителя существует обязанность оснащения специальными приборами учета, которую они часто не выполняют (дело № А55-24802/2013 по иску Самараэнерго к РЭК), в силу чего размер фактически использованной мощности определяется расчетным способом.
Источник
Определение максимальной мощности при переоформлении документов о техприсоединении
Самый главный вопрос при переоформлении документов о техприсоединении с целью указания максимальной мощности — это величина этой самой максимальной мощности, которую сетевая организация должна отразить в переоформленных актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Законодательство предусматривает следующий механизм ее определения.
1. Потребитель и сетевая организация могут указать величину максимальной мощности по соглашению сторон. Естественно в этом случае сетевая организация будет заинтересована в занижении максимальной мощности для потребителя, чтобы потом заработать на техприсоединении. Так что, этот способ я не рекомендую.
2. Если в имеющихся документах о техприсоединении указана величина мощности указана в МВА максимальную мощность в кВт определяют, как произведение величины в МВА и коэффициента соотношения активной и реактивной мощности (тангенс).
При этом, если в документах о техприсоединении этот коэффициент ответствует — его принимают равным:
0,35 — для точек присоединения с напряжением менее 6 кВ;
0,4 — для точек присоединения с напряжением 6 кВ и выше;
0,5 — для точек присоединения с напряжением 110 кВ и выше.
Чтобы не вычислять тангенс можно воспользоваться следующей формулой:
кВт=кВА*X
где X равен:
0,94 — для точек присоединения с напряжением менее 6 кВ;
0,93 — для точек присоединения с напряжением 6 кВ и выше;
0,89 — для точек присоединения с напряжением 110 кВ и выше.
3. По выбору потребителя, одним из следующих способов:
3.1. Максимальная величина нагрузки по контрольным замерам за последние 5 лет;
3.2. Максимальное значения из почасовых объемов потребления за последние 3 года.
Таким образом, перед подачей заявления о переоформления документов, я бы рекомендовал перевести присоединенную мощность, указанную в старых актах в максимальную по методике п.2, и рассчитать максимальную мощность по п. 3.1. и 3.2. По какой из этих методик получится большая максимальная мощность, такую и указать в Заявлении.
Источник