Меню

План конспект генератор реле регулятор

План-конспект урока по теме: «Устройство генератора переменного тока»

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Краевое государственное профессиональное образовательное

«КАМЧАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

План – конспект

урока по теме:

«Устройство генератора переменного тока»

Составил: Белозёрцев А.А.,

преподаватель специальных дисциплин I категории

План урока

по календарно-тематическому плану­­­34

Дата проведения: 14.04.16 г. группаКР-15, 1-й курс

Тема программы ПМ 01.01: «Устройство, ТО и ремонт транспортных средств».

Профессия: «Машинист крана (крановщик)».

Тема урока: Тема 1.14.1 «Источники электрической энергии. Устройство генератора переменного тока».

Тип занятия: Урок получения новых знаний.

Цели занятия:

узнать назначение генератора;

рассмотретьустройство генератора переменного тока;

изучить схему работы генератора переменного тока;

узнатьназначение и принцип действиярегулятора напряжения.

Форма проведения: Урок-лекция.

Методы проведения: Наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи: Черчение, физика.

Квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам:

Должны знать:

общее устройство генератора переменного тока;

принцип работы генератора переменного тока;

назначение регулятора напряжения.

Должны уметь:

объяснить назначение генератора;

рассказать назначение основных частей генератора переменного тока;

рассказать назначение и принцип действия регулятора напряжения.

Оснащение урока: ПК, мультимедиа (телевизор), дидактический материал, наглядное пособие.

Литература: В.Г. Доронкин «Ремонт автомобильного электрооборудования»

М. «АКАДЕМИЯ» 2013;

В.А. Родичев «Грузовые автомобили» М. «АКАДЕМИЯ» 2013.

1.Организационные моменты: 2 мин.

проверка численности учащихся;

готовность учащихся к уроку;

определение цели урока.

2. Изложение нового: 30 мин.

План изложения:

1. Назначение генератора переменного тока.

2. Основные сведения (Видеоматериал).

3. Генератор. Общее устройствои работа (+Видеоматериал).

4. Назначение и принцип действия регулятора напряжения.

Сообщение темы.

Генератор. Это источник электрического тока. На грузовых автомобилях устанавливают трёхфазные генераторы переменного тока со скользящими контактами. Магнитный поток в них создаётся обмоткой возбуждения. По которой пропускается постоянный электрический ток. При пуске двигателя постоянный ток используется от аккумуляторной батареи, а при работе двигателя вырабатывается генератором переменный ток преобразуется выпрямителями в постоянный. Выпрямители встроены в генераторы.

Генератор состоит из ротора А (рис. 55), статора Б выпрямительного блока В. Статор представляет собой кольцо, набранное из пластин 8 электрической стаи. На его внутренней поверхности имеются 18 полюсов с надетыми на каждый из них обмотками 7, которые вместе образуют катушку. Таким образом, в в каждой фазе есть шесть катушек, которые соединены последовательно. Концы фаз соединены с выводными зажимами, а начала фаз соединены вместе по типу «звезда».

Магнитное поле создаётся обмоткой 5 возбуждения и двенадцатиполюсным магнитом 12, которые находятся в роторе. Обмотка возбуждения закреплена на втулке ротора, а её выводы припаяны к контактным кольцам 6. Питание в обмотку возбуждения подаётся от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания, регулятор напряжения, щетки 10 и контактные кольца.

При вращении ротора генератора магнитное поле ротора пересекает своими силовыми линиями проводники обмотки 7 статора (рис. 56), и в них индуктируется переменный электрический ток. Переменный ток поступает в кремниевый трёхфазный выпрямитель, после которого во внешнюю цепь подаётся уже постоянный электрический ток. Контролируется робота генератора с помощью амперметра 5, установленного на щитке приборов в кабине.

Читайте также:  Регулятор оборотов для токарного станка по дереву своими руками

Частота вращения коленчатого вала двигателя, а следовательно, и ротора генератора во время работы непостоянна. В результате этого непостоянно и напряжение, вырабатываемое генератором. Чем больше частота, тем напряжение выше, и наоборот. Такие колебания не создают нормальных условий для работы потребителей тока.

Для поддержания в сети постоянного напряжения, вырабатываемого генератором независимо от частоты вращения коленчатого вала, и для защиты генератора от перегрузок применяют регулятор напряжения.

Регулятор напряжения. На автомобилях используют бесконтактно-транзисторный регулятор. У него нет контактов, которые могут окисляться. Поэтому он более надёжен в работе. Регулятор состоит из измерительного и регулирующего устройств.

Измерительный элемент регулятора стабилитрон, который управляет тремя транзисторами. Выходной транзистор изменяет силу тока в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

3. Обобщение изученного материала: 10 мин.

Выдаётся раздаточный материал (остаётся у учащегося).

В тетрадях написать наименование деталей. Проверка – работа в парах.

15 – 13 правильных ответов – 5 (отлично)

12 – 10 правильных ответов – 4 (хорошо)

9 – 8 правильных ответов – 3 (удовлетворительно)

Менее 8 – 2 (неуд.)

5. Подведение итогов урока: 2 мин.

6. Задание на дом: 1 мин.

В.А. Родичев «Грузовые автомобили» М. «АКАДЕМИЯ» 2013г. Глава 7 § 1стр.91 – изучить самостоятельно,

§ 2, Стр.98 – 100, конспект.

Содержимое разработки

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

ГЕНЕРАТОР :

  • преобразует механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую;
  • питает все потребители электрического тока;
  • заряжает аккумуляторную батарею при работающем двигателе .

КРИТЕРИ ОЦЕНОК:

  • 15 – 13 правильных ответов – 5 (отлично)
  • 12 – 10 правильных ответов – 4 (хорошо)
  • 8 правильных ответов – 3 (удовлетворительно)
  • Менее 8 – 2 (неуд.)

-80%

Источник



Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Реле-регулятор напряжения генератора. Такое сложное, на первый взгляд, название имеет совсем небольшой компонент генератора автомобиля или мотоцикла и чей выход из строя может стать причиной целого ряда проблем. Вот например: недозаряд или же перезаряд аккумулятора. Подобное может возникнуть по множеству причин, но в большинстве случаев виновником проблемы является вышедшее из строя реле генератора (так его обычно называют).

Эксперты Avto.pro помогут разобраться, что же представляет собой реле генератора, как данный компонент подключается к бортовой сети транспортного средства, как его проверить и в случае нужды заменить.

Причины выхода из строя

Реле-регуляторы выходят из строя не так уж и часто, но если автолюбители с этим не повезло, игнорировать проблему не стоит . Вот главные причины выхода устройства из строя:

  • В обмотке возбуждения произошло межвитковое замыкание. Это самая частая из причин, по которым реле приходится менять. Здесь стоит отметить, что даже новое реле может прожить недолго. Если быстро выходит из строя даже новое устройство, стоит снять генератор и провести его тестирование;
  • Пробой диодов. Такое происходит не очень часто. При пробое диодов наблюдается перегрев генератора;
  • Переполюсовка в аккумуляторе. Если данная проблема существует продолжительное время, из строя выходят выпрямительные диоды;
  • Короткое замыкание, произошедшее на управляющем выводе генераторного реле-регулятора;
  • Разрушение щеток.
Читайте также:  Регулятор оборотов коллекторного электродвигателя 12в

Также причиной выхода реле из строя является его естественный износ . Как правило, устройство служит очень долго, однако даже самую надежную автомобильную электронику, запаянную в герметичный корпус, приходится менять раз в 6-8 лет . Если реле-регулятор неисправно, возможен выход из строя не только аккумулятора, но даже электронного блока авто и собственно генератора.

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Диагностика автомобильного реле-регулятора

Для начала стоит определиться с тем, нужна ли вообще проверка реле. В первую очередь обращают внимание на некорректную зарядку аккумуляторной батареи:

  • Наблюдается перезаряд . Электролит начинает выкипать, причем раствор кислоты может попадать на детали кузова;
  • Наблюдается недозаряд . Заряд аккумуляторной батареи постоянно имеет малое значение, вследствие чего двигатель может не запускаться, а оптика гореть в пол накала.

Если наблюдается что-то из вышеописанное, нужно обзавестись тестером и начать проверку реле-регулятора. Коротко говоря, любое отклонение напряжения от максимума (14,5, в редких авто целых 14,8 Вольт) или минимума (12,8 Вольт) на соответствующих оборотах свидетельствует о необходимости замены реле-регулятора. Перед диагностикой стоит провести замер напряжения на клеммах автомобильного аккумулятора – в норме оно равняется 12,8 Вольтам.

Если в транспортном средстве используется встроенное реле, нужно проделать следующее:

  • Извлечь щеточный узел и случае нужды подобрать новые щетки. Короткими считаются щетки менее 5 миллиметров;
  • Взять источник питания. Подойдет блок питания или же зарядное устройство , позволяющим регулировать напряжение хотя бы до 16 Вольт . «Минусовой» провод источника замкнуть на соответствующую клемму регулятора;
  • «Плюсовой» провод источника питания подключаться к соответствующей клемме реле-регулятора;
  • Подключить 10-Ваттную контрольную лампу к щеткам. При ее отсутствии подойдет и светодиод;
  • Подавать питание от источника к реле, постепенно повышая напряжения. Как только оно превысит отметку в 14,5 или 14,8 Вольт (исключительный случай), лампа/светодиод должны погаснуть .

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Если реле-регулятор не прошло проверку (контрольный прибор не погас), его однозначно стоит менять. При игнорировании проблемы аккумулятор будет перезаряжаться на постоянной основе, что в конце концов приведет к его поломке. В случае встроенного реле проверка станет еще проще:

  • Подключить щупы тестера к клеммам реле;
  • На мультиметре выставить значение в 20 Вольт ;
  • Запустить двигатель и проверить показатель напряжения – он должен быть минимальным (порядка 12,8 Вольт);
  • Увеличить обороты двигателя. Показатели напряжения должны плавно расти;
  • Когда двигатель будет иметь 3500 об/мин , проследить за изменениями показателей напряжения. Они обязательно должны попасть в диапазон 14-14,5 Вольт. В некоторых автомобилях максимум составляет 14,8 Вольт.

В том случае, если вы наблюдали серьезные отклонения или, напротив, постоянство напряжения вне зависимости от оборотов, реле-регулятор однозначно является неисправным. Мы категорически рекомендуем даже после этих проверок лишний раз проверить клеммы регулятора – окислы и налеты могут помешать проведению правильной диагностики устройства. После очистки диагностику стоит повторить.

Читайте также:  Что будет если не работает регулятор холостого хода

Выбор нового реле генератора

Подобрать новое реле-регулятор довольно просто. Автолюбителю даже нет особо смысла разбираться в том, к какому конкретно типу относится устройство. Чем ему действительно стоит воспользоваться, так это электронными каталогами продвинутых интернет-магазинов – такие магазины имеют свою кросс-базу кодов и позволяют подобрать как оригинальное реле, так и его аналоги. Поиск может быть осуществлен по следующим параметрам:

  • VIN-код транспортного средства;
  • Код уже установленного реле. Нанесен краской или выдавлен на корпусе устройства;
  • Данные автомобиля. Речь идет и о марке и модели, и годе выпуска, параметрах мотора.

Проще всего искать именно по коду имеющегося реле, так как к устройству несложно подобраться и оно всегда промаркировано. К слову, могут возникнуть сложности с подбором аналогов к реле-регуляторам последних моделей авто от немецких автоконцернов . Устройство может иметь в своей элементной базе микропроцессор с программным управлением (внедрены BMW и Audi ) и, как правило, выпускается только под брендом автоконцерна – аналогов на рынке запчастей нет.

Экскурс по производителям

Если вы подбираете реле-регулятор к отечественному автомобилю, то сможете найти продукцию множества фирм. Если же речь идет о подборе реле к иномарке, фирм-производителей будет не так уж и много. По сути, их же продукцию предлагают упаковщики – мелких изготовителей реле генераторов немного. Обращать внимание стоит в первую очередь на реле вот этих фирм:

  • Bosch (Германия);
  • Valeo (Франция);
  • Cargo (Дания);
  • Huco (Германия).

Продукцию всех вышеуказанных брендов за исключением Cargo подделывают крайне часто . А вот поддельные реле датской фирмы почти не встречаются, хотя автолюбителям и в случае покупки запчастей этого производителя стоит быть предельно осмотрительными и удостоверяться в подлинности товара.

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Весьма неплохую электрику можно найти в каталогах таких фирм, как Mobiltron (Тайвань), ERA (Италия). Негативных отзывов автолюбителей на продукцию этих фирм довольно много, так что потенциальному покупателю стоит задуматься над тем, готов ли он сыграть в «лотерею» – качество запчастей данных фирм может варьироваться от поставки к поставке. Запчасти WAI (США) весьма хороши, но их подделывают и их качество в зависимости от страны производства и рынка, на который ориентирована американская фирма, может варьироваться.

Вывод

Реле-регулятора напряжения является одним из самых маленьких и неприметных компонентов электроники городских транспортных средств, но вместе с тем, его роль очень велика. Без регулировки напряжения и тока возбуждения как генератор, так и питающаяся от него электроника перестала бы нормально работать или вовсе вышла из строя. Что, впрочем, действительно может произойти, если некорректно работающий регулятор вовремя не заменить. К счастью, реле-регуляторы сегодня предлагает множество фирм, так что автолюбителю наверняка будет из чего выбирать.

С полной версией статьи можете ознакомиться здесь .

Источник