Состояние эмоционального напряжения:что толкает, а что уберегает от взрыва?
Содержание
- Проявления нервного напряжения у детей
- Проявления нервного напряжения у подростков
- Симптомы переживания эмоционального напряжения у взрослого человека
- Признаки сильного эмоционального напряжения у пожилых людей
Состояние эмоционального напряжения порою трудно заметить и вовремя насторожиться. Прежде всего потому, что у других оно возникает и протекает совсем не так, как у нас с вами. А мы, зачастую, еще и не туда смотрим.
Добрый день, уважаемый читатель! Признайтесь честно, сколько раз вам казались «ерундой» переживания ваших друзей, близких, знакомых? Как часто, занятые более «важными» делами, вы «отмахивались» от очевидных проявлений глубокого стресса у детей или пожилых родителей? Как же с этим разобраться, как отличить «ерунду» от явных признаков того, что близкий переживает эмоциональный стресс и, скорее всего, нуждается в профессиональной помощи?
Прочитав сегодняшнюю публикацию, вы совершенно точно сможете если уж не диагностировать, то хотя бы четко сориентироваться в наличие нервно-эмоционального напряжения у человека. А, следовательно, вовремя придете ему на помощь, не доводя ситуацию до нервного срыва.
Проявления нервного напряжения у детей
Слухи о том, что у ребенка возможно нервное напряжение только после серьезной травмирующей ситуации, сильно преуменьшены.
На самом деле для дошкольника и младшего школьника даже самое пустяковое событие может стать причиной изменения личностных характеристик, появления соматических заболеваний. Понаблюдайте за своим ребенком. Наблюдаются ли в его поведении следующие симптомы?
Насторожить взрослого должны любые фантазии, связанные с причинением вреда, сторонней агрессией.
- Неадекватное реагирование на стандартные ситуации (странный смех, плач, крики, капризы)
- Внезапные приступы агрессии (вербальной или физической), гневливость, раздражительность. Например, во время игры ребенок стремиться побить игрушку, швыряет вещи, предметы, пытается разрушить сделанное другими детьми, разбить предметы.
- Любит создавать конфликты либо провоцировать конфликтные ситуации, подговаривает других детей совершить нечто «эдакое». А после с удовольствием «докладывает» об их проделках старшим.
- Появление страхов, не свойственных возрасту. К примеру, многие в детстве боялись грозы или «бабайки». Такие «сезонные» страхи лечатся простыми объятиями значимого взрослого или прочтением тематической сказки. Другое дело, страх, что «кто-то войдет в дверь и нас всех убьет» или «рухнет потолок», «из крана польется кровь».
- Особое внимание следует уделить «слишком откровенным» рассуждениям о сексуальной стороне жизни, об отношениях между полами.
- Ребенок рисует темными тонами, его игры и предметы творчества имеют пессимистическую направленность.
- Отсутствие активной познавательной деятельности. В этом пункте не имеется ввиду мотивация к обучению. Все мы прекрасно знаем, что интерес к тому или иному предмету, да и в целом к школе, другому детскому учреждению формируют педагоги, работающие в нем. Здесь я говорю об абсолютном нежелании как играть, так и обучаться, заниматься творчеством, пробовать новые виды деятельности, экспериментировать.
- Возрастающие психосоматические проявления (проблемы с аппетитом, сном, боли неясной этиологии, проблемы с ЖКТ и мочеполовой системой).
Все эти симптомы сообщают о том, что ребенок испытывает страх, угрозу своему благополучию. В случае, если у своего подопечного вы обнаружили более трех пунктов из вышеперечисленных, значит, вам необходимо проанализировать, не связано ли это с какими-либо событиями в жизни ребенка.
В моей практике был случай, когда родители не видели ничего «криминального» в своих ссорах в присутствии ребенка. Понадобилось достаточно много времени для подведения их к осознанию того факта, что каждый разговор на повышенных тонах воспринимался их ребенком как неоспоримое доказательство ненадежности и непрочности такого уютного семейного мира. Они искали причины неудобного поведения ребенка где угодно, только не у самих себя.
Осознание родительского деструктивного влияния – серьезный шаг на пути к «исправлению» поведения ребенка.
Проявления нервного напряжения у подростков
Пубертатный период – это почти всегда сплошной период эмоционального напряжения. Вспомните себя. У большинства из нас за один только день без видимых причин могло смениться несколько «настроений»: от глубокой печали до неумеренного восторга.
Не обращать внимания на проявления негативизма, импульсивности, резких смен настроения и эмоциональной лабильности нельзя. Но и «бить тревогу», подозревать подростка в психических нарушениях тоже не стоит.
Отнеситесь к подобным проявлениям как к неизбежному возрастному этапу роста и развития. Подростки всегда требуют более нежного, бережного обращения, не смотря на кажущуюся «взрослость» и «колючесть».
Проявления переживания нервного напряжения у подростка могут иметь как детские, так и взрослые особенности. И это неудивительно. Ведь пубертатный период – это как раз процесс перехода от «периода беззаботности» к суровой реальности.
Также не стоит постоянно давить на ребенка, помните о том, что кроме эмоциональной нестабильности, этому возрасту свойственна повышенная утомляемость, особенно от монотонных действий.
Симптомы переживания эмоционального напряжения у взрослого человека
- Ощущение нескончаемости дел, трудности в разграничении времени на труд и времени на отдых.
- Потеря интереса к другим людям, ощущение раздражения на них и одновременная боязнь уединения, страх одиночества.
- Готовность «взорваться» в любую минуту.
- Чувство, что никому «не доверяю», ощущение враждебности окружающего мира.
- Утрата способности смеяться, отсутствие чувства юмора, неспособность выразить позитивные эмоции.
- Снижение концентрации внимания, проблемы с памятью, ригидность мышления, неспособность к творчеству, созданию новых идей, образов.
- Страх перед будущим, постоянное ожидание неудачи, «черного дня», ощущение собственной несостоятельности.
- Опасение показать истинные эмоции, чувства, мысли, боязнь быть неверно понятым.
- Ощущение собственной непривлекательности, чувство стыда за свою внешность.
- Страх заболеть.
- Постоянное чувство вины.
- Потеря интереса к жизни.
Если вы обнаружили у себя три и более из вышеперечисленных признаков, впору задуматься о собственном благополучии.
Поразмышляйте над указанными симптомами: есть ли какие-то типичные ситуации, после которых возникают подобные чувства. Соответствует ли образ жизни вашим ожиданиям и запросам? Часто ли вы позволяете себе отдыхать? И нет ли в вашей жизни повышенной эмоциональной и интеллектуальной нагрузки?
А, может быть, уже пора серьезнее отнестись к своей стрессоустойчивости?
Для тех, кто желает изменить свою эмоциональную жизнь к лучшему, я написала книгу «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих».
Признаки сильного эмоционального напряжения у пожилых людей
Как ни странно, с наступлением пенсионного возраста люди становятся все более уязвимы для стрессов. Способов совладания с трудностями становиться меньше, подверженность дистрессу – все больше.
Проявления эмоционального напряжения в пожилом возрасте.
- Страх одиночества и боязнь «умереть в одиночестве»
- Плаксивость, постоянные жалобы на здоровье, соседей, правительство и прочее.
- Забывчивость относительно недавних событий, но четкие воспоминания событий «прошлых лет».
- Повышенная раздражительность, гневливость.
- Постоянное навязчивое стремление быть нужным, приносить пользу.
Губительность традиционного взгляда на старость как на процесс увядания, угасания всех жизненно важных функций уже доказала свою несостоятельность.
Конечно, ресурсная составляющая у пенсионера уже не та, что была в трудоспособном возрасте. Но, учитывая этот фактор, все же не стоит забывать о том, что можно сделать старость «успешной».
Согласно последним исследованиям ученых, для поддержания пожилого человека в «боевом» состоянии необходимо помогать ему ментально оперировать событиями прошлого, настоящего, будущего, размышлять о них в позитивном ключе.
А также рекомендовано предлагать индивидуальные ресурсы восстановления. Это чтение интересной литературы, неспешные прогулки в парке, выезды на природу, спортивные мероприятия, посещение выставок, спектаклей и т.д.
А для многих людей элегантного возраста активная творческая деятельность — написание книг, мемуаров, ведение блога на интересную для него тему, готовность делиться своими знаниями с другими людьми и др. может стать настоящей и невероятно крепкой опорой.
Процесс достижения эмоционального благополучия для всех возрастов заключается в подборе оптимальных стратегий саморегуляции и индивидуальных способов восстановления организма, создании для себя «маленьких» повседневных радостей. И не только маленьких.
Мы нередко забываем, что жизнь предлагает нам удивительные способы быть счастливыми. Главное — вовремя заметить и использовать их.
Для тех, кому нужно немножко помочь посмотреть в сторону счастья, кого нужно слегка вернуть в правильное русло, существует моя книга «Три нелепые ошибки, которые сводят на нет любые усилия и простые приемы их избежать». Она поможет вам по иному взглянуть на ежедневные события и ситуации, предотвратит эмоциональное выгорание, а также настроит ваш взор на позитивную сторону жизни.
А на сегодня все. Подписывайтесь на рассылку, пишите свои вопросы, комментарии, делитесь информацией в социальных сетях.
Источник
Упражнение «Полет высоко в небо»
Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
- 4.Аутогенная тренировка (АТ)
Аутогенная тренировка дает возможность овладения эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самонаблюдению и самоотчету, повышает устойчивость и лабильность высшей нервной деятельности. АТ применяется учащимися старших классов и взрослыми.
Аутогенная тренировка включает в себя две ступени — низшую и высшую.
Первая ступень состоит из 6 упражнений, воздействующих на вегетативные функции:
— упражнение «Тяжесть» — максимальное расслабление мышц. Отрабатывается мышечная релаксация посредством образного представления развивающегося ощущения тяжести в правой руке, затем левой руке, далее в правой ноге, затем в левой ноге и туловище;
— упражнение «Тепло» — произвольное расширение кровеносных сосудов в той же последовательности, добиваясь ощущения тепла;
— упражнение «Сердце» — регуляция ритма сердцебиений;
— упражнение «Дыхание» — регуляция и нормализация дыхания;
— упражнение «Тепло в области солнечного сплетения» — вызов ощущения тепла в области брюшной полости;
— упражнение «Прохлада в области лба» — использование чувственных представлений прохлады, ветерка, освежающего голову.
Вторая ступень — это медитативные упражнения, которые воздействуют на психические функции, такие, как внимание, воображение, мышление, воля, эмоции. Приступать к ним можно только после того, как освоены упражнения первой ступени и ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях, достигаются быстро (примерно 30—40 секунд).
Начинают отработку упражнений в положении лежа (на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга), в дальнейшем целесообразно выполнять их сидя в удобной позе. Отрабатываются они в условиях полного покоя, уединения, без спешки.
Тренированный человек способен легко игнорировать всевозможные помехи, выполняя упражнения в любых условиях. Практика показывает, что упражнения усваиваются быстрее и эффективнее при использовании магнитофонной записи текста с последовательностью действий.
- 5.Мудра
Мудра — это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами. Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния. Применяется в работе с учащимися любого возраста и взрослыми людьми.
Общие рекомендации
Для занятий лучше найти уединенное место, но это не обязательное условие. Мудры- это жесты, поэтому выполнять их можно в любое время и в любом месте, лучше всего выполнять сидя. Обязательное условие — спина прямая. Самым благоприятным временем является утро или вечер. Не следует делать мудры сразу после еды, приступить к занятиям можно не ранее, чем через час. Оптимальный вариант: выполнять мудры дважды в день. По мере освоения практики, продолжительность выполнения мудры увеличивается от трех минут в начале до тридцати минут при получении устойчивых навыков. Большинство мудр дает немедленный эффект — вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Если же перед вами стоят более серьезные проблемы, то потребуется дисциплина и настойчивость. Мудры, выбранные вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде, чем вы ощутите в себе глубокую перемену, которая и устранит мучающую вас проблему.
Мудра знания
Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Выполняется обеими рука одновременно.
Мудра «Спасающая жизнь»
Применяется при дискомфорте в области сердца, тревоге и тоске.
Методика исполнения: указательный палец сгибаем таким образом, чтобы он коснулся подушечкой концевой фаланги основания большого пальца. Одновременно складываем подушечками средний, безымянный и большой пальцы, мизинец остается выпрямленным. Выполняется обеими рука одновременно.
Мудра жизни
Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие.
Методика исполнения: подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими рука одновременно.
- 6.Приемы экстренного снятия напряжения:
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями. Применяется в работе с учащимися любого возраста.
Упражнение «Абажур»
Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.
Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно. »
Профилактика эмоционального напряжения
1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата. «Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.
2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В повседневной жизни можно рассуждать так: «Проект, из-за которого я переживаю, намного меньше по сравнению с проектами всей организации».
3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения. Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.
4. Моделирование множества приемлемых результатов. Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.
5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.
6. Физическая нагрузка. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными.
7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания. Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.
8. Юмор и работа с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции. Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
Источник