Меню

Психологические регуляторы социальных отношений

Социальные регуляторы поведения

Появление, формирование, совершенствование личности характеризуется некоторыми факторами, осуществляется по конкретным закономерностям. Социальные регуляторы позволяют выявлять и пояснять особенности существования личности в обществе.

Определения

В качестве субъектов социального поведения рассматривают малые группы, общество, саму личность.

Она включена в серьезную систему разнообразных общественных отношений. К ним относятся: политические, правовые, производственные, идеологические, нравственные, религиозные отношения, управляют ими социальные регуляторы.

Внутренние регуляторы

Проанализируем основные их виды, позволяющие давать качественную характеристику личности.

Социальные регуляторы общества включают в себя:

  • общественное производство, мнение, отношения, сознание, социально-экономическую ситуацию;
  • стиль и образ жизни, традиции, социальный контекст, социальные установки, ценности, семью, быт;
  • мораль и этику, культуру, идеологию, мировоззрение.

Внешние регуляторы

Социальные регуляторы могут выступать и внешними факторами:

  • масштабные социальные группы (слои, классы, когорты, профессии, этнос);
  • небольшие группы (организация, группа);
  • социально-психологический климат, групповые отношения, степень организации коллектива.

Общие феномены

Такие социальные регуляторы поведения подразумевают традиции, вкусы, символы, слухи, предрассудки, стереотипы, коммуникации.

Для характеристики индивидуальности используют и личностные компоненты социально-психологических регуляторов. Такие социальные регуляторы представлены установкой, авторитетом, позицией, социальной престижностью, статусом. С их помощью можно выделять определенные черты конкретной личности.

Социальные нормы

Они выступают универсальным социальным регулятором общественных норм поведения. Среди таких факторов выделим моральные, правовые, религиозные нормы. К корпоративным нормам относят модели, образцы отношений и действий, традиции и обычаи, разнообразные обряды и ритуалы. В эту же группу включены и договорные нормы, деловые отношения.

Важно упомянуть о том, что личность выступает в виде объекта социальной регуляции в системе внешней общественной детерминации. В процессе социального поведения ее рассматривают не просто как субъект внутреннего поведения, но и с точки зрения внешней регуляции.

Многие психологи рассматривают регулятивную функцию личности в психическом поведении и функционировании с позиции психических процессов, состояния, качеств.

Психические процессы

Социальные регуляторы общественных отношений включают в себя следующие процессы:

  • Когнитивные, к которым относятся схематизация, каузальная атрибуция, категоризация. Они предполагают получение, переработку, преобразование, воспроизведение личностью получаемой информации, без которой невозможно полноценное социальное поведение.
  • Устная и письменная речь, с их помощью личность находит общий язык с другими представителями социального общества.
  • Психологические специфические явления. Среди них выделим инсайт (мысленное постижение), интуицию (выход за пределы имеющегося опыта путем образного обобщения непознанных закономерностей), суждения, умозаключения, решение задач (предвидение хода событий, анализ ситуации, поиск выхода из нее).

Семантическое субъективное пространство в когнитивном блоке представляет собой обобщение внутренних регуляторов поведения личности в обществе.

В. Ф. Петренко выделяет следующие факторы перестройки семантических субъективных пространств:

  • оценка;
  • активность;
  • упорядоченность;
  • сложность;
  • силу;
  • комфортность.

Построение семантического пространства подразумевает несколько этапов. Сначала происходит выделение всех связей у рассматриваемых объектов. Далее выстраивается матрица сходства выбранных объектов, оценивается их близость. Потом проводится математическая обработка матрицы с помощью факторного анализа. И на завершающем этапе проводится интерпретация рассматриваемых факторов.

Право как социальный регулятор выступает одним из внутренних регуляторов поведения личности. Оно позволяет оценивать эмоциональную реакцию личности на воздействие сильных или кратковременных раздражителей.

Среди внутренних регуляторов психологического состояния особый интерес представляет депрессия. Она связана с отрицательным эмоциональным фоном и пассивностью поведения.

К этим же показателям причисляют и разнообразные навязчивые состояния, например, мгновенное появление болезненных мыслей, побуждение к резким действиям, связанные с проблемами, возникающими в семье, на работе.

Читайте также:  Электролобзик замена регулятора оборотов

Благодаря психологическим качествам обеспечивается внутренняя субъективная регуляция, выражаемая в двух формах:

  • В виде личностных свойств это можно рассматривать как склонность человека к активным действиям, ответственности за проводимые действия, преобразования.

Благодаря личностным качествам человек налаживает взаимоотношения с другими людьми, находит способы поведения в социальном обществе. От этих качеств напрямую зависит самоопределение человека, его поведение в проблемных ситуациях, способность к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию.

Особый интерес представляет самооценка, касающаяся отношения к себе, своим возможностям и способностям, нравственным качествам.

Человек, имеющий завышенную самооценку, считает себя интеллектуально выше других, при этом в реальности его способности весьма скромные и недостаточные для того, чтобы справляться с несложными ситуациями.

Социально-психологические качества личности предполагают готовность человека к оценке сложившейся ситуации, способности его устанавливать эмоциональные одобрительные отношения с другими людьми.

Заключение

Необходимо отметить, что внутренние (субъективные) и внешние (объективные) регуляторы существуют не отдельно друг от друга, между ними предполагается диэлектрическая взаимосвязь. Учитывая принцип детерминизма, который был сформулирован С. Л. Рубинштейном, регуляторы могут являться и источником внешних причин, преломленных через внутренние условия.

Внешние регуляторы предстают в роли внешних причин социального поведения любой личности, благодаря внутренним регуляторам происходит преломление действия разных внешних детерминант. Психологический процесс развития нравственных качеств, сознания, поведения, перестройки, мотивации нервной системы, способности к принятию важных решений происходит благодаря диэлектрическому взаимодействию внутренних и внешних регуляторов. Качество их связи определяет особенности психики человека.

Источник



Социальная регуляция поведения личности

Социальное поведение личности — сложное социальное и социально-психологическое явление. Оно включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности),

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья.

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

Читайте также:  Шевроле авео фаза регулятор

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельный анализ содержится в трудах М. И. Бобневой. Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия.

Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это — групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей.

Этические нормы нормы морали и нравственности — складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и к себе. Близкими по своему психологическому содержанию способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий).

К разряду норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы — это конвенциональные нормы поведения. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления.

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений, в деятельности организации как целостного социального образования.

Внутренние регуляторы поведения.Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей является устная и письменная речь. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения: аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация.

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся внутренний локус контроль, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы.

Читайте также:  Регулятор температуры для калорифера

К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция, ответственность, установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Было бы неправильно представлять, что внешние и внутренние регуляторы существуют рядоположно, относительно независимо друг от друга. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. В результате диалектического взаимодействия внешних и внутренних регуляторов осуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентаций личности, выработка навыков социального поведения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов и значений, установок и отношений, формирование необходимых социально-психологических свойств и особой структуры личности.

Механизмы социальной регуляции поведения личности многообразны. Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется в ходе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.

В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Элементами системы социального контроля выступают:

Технологический, включающий техническое звено — техническая аппаратура, измерительные приборы и т.д., вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле — совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля.

Институциональный — обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат).

Моральный — общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Личность выступает как объект и субъект социального контроля.

Содержанием действия механизмов регулирования является:

· создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);

Каналами регулирования социального поведения личности являются:

· совместная деятельность людей;

· средства массовой информации.

Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля важное значение имеют особенности неформального контроля. Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллективе, является объектом неформального контроля — критики, осуждения, презрения. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности.

Источник