Тепловоз ТГМ4 и его модификации
ТГМ4 ( тепловоз с гидравлической передачей, маневровый)— четырёхосный тепловоз с гидромеханической передачей, сконструированный на Людиновском тепловозостроительном заводе на базе тепловозов ТГМ3 и ТГМ6А.
ТГМ4, по сути, является продолжением ТГМ3, но с новым дизелем взамен не совсем удачного М753.
На тепловозе установлен четырёхтактный шестицилиндровый дизель 211Д-1, 211Д-2 или 211Д-3 (тип 6ЧН 21/21) с наддувом и непосредственным впрыском топлива.
При 1400 об/мин дизель развивает мощность 750 л.с.
На тепловозе ТГМ4 установлен балласт весом 15 тонн.
Первый опытный образец тепловоза ТГМ4 был изготовлен в 1973 году.
ТГМ4-2585 · ТГМ4-166
Россия, Саратовская область, завод «Балаковорезинотехника».
Выпуск с 1971 по 1989 год.
Построено более 6500 тепловозов (с модификациями).
ТГМ4-3755.
Россия, Ленинградская область, ПАО «Сясьский ЦБК».
Служебная масса — 68-80 тонн.
Конструкционная скорость 55 км/ч.
ТГМ4А отличается от ТГМ4 тем, что на нём уложен балласт только 3 тонны, при этом сцепной вес составлял 68 тонн, вместо 80 тонн у основного варианта тепловоза.
А также модификации ТГМ4 и ТГМ4А имеют разные осевые редукторы.
Первый опытный образец тепловоза ТГМ4А был изготовлен в 1971 году.
Всего построено 2918 машин.
В 1989 году начал изготавливаться под серией ТГМ4Л, где «Л» — значит лёгкий.
ТГМ4А-976.
Россия, Самарская область, станция Химзаводская.
ТГМ4А-2780.
Украина, Харьковская область, подъездной путь завода «Турбоатом».
ТГМ4Б глубоко модернизированный тепловоз, созданный на базе ТГМ4 и унифицированный с ТГМ6Д.
Установлен другой дизель: 211Д3М (814 л.с.), при этом конструкционная скорость увеличилась с 55 км/ч до 65 км/ч.
Часть локомотивов поставлялась с кабиной аналогичной ТГМ6Д, а часть имела кабины аналогичные ТГМ4А.
Построено как минимум 1085 секций.
Со 2 августа 2017 производство тепловозов серии ТГМ4Б прекращено по причине изменения технического регламента.
ТГМ4Б-0001.
Россия, Московская область, Подольское ППЖТ.
ТГМ4Б-0984.
Россия, Санкт-Петербург, подъездной путь Кировского завода.
ТГМ4БЛ — тепловоз ТГМ4Б с уменьшенной до 68 тонн сцепной массой.
В небольших количествах производился (и по последним данным производится в настоящее время разовыми экземплярами) на экспорт.
В начале 1990-х годов восемь тепловозов ТГМ4БЛ были изготовлены в тропическом исполнении для экспорта на Кубу, но так и не были отправлены заказчику.
Позже они были переделаны для использования в климатических условиях средних широт и проданы некоторым промышленным предприятиям СНГ.
Тепловоз ТГМ4Б-УГМК является результатом глубокой модернизации ранее выпущенных тепловозов серии ТГМ4 различных индексов.
Модернизация проводится Шадринским автоагрегатным заводом по проекту компании Woodward-MEGA.
В ходе модернизации все расположенные на главной раме узлы и агрегаты, включая кабину и элементы кузова, демонтируются и заменяются на новые.
ТГМ4БУГМК-0659.
Россия, Курганская область, ОАО «Шадринский автоагрегатный завод».
ТГМ4БУГМК-0261.
Россия, Курганская область, ОАО «Шадринский автоагрегатный завод».
ТГМ4БУГМК-0567.
Россия, Москва, ЭК ВНИИЖТ.
Отдельно остановлюсь на гидропередаче.)
На тепловозах ТГМ4 устанавливается гидропередача, которая позволяет развивать скорость 27 км/час на маневровом режиме и 55 км/час — на поездном.
Переключение реверсов и режимов осуществляется за счет механизма перемещения подвижных шлицевых муфт.
Гидропередача УГП 750/202ПР2.
УГП — унифицированная гидравлическая передача;
750 — мощность дизеля, от которого передаётся вращающий момент;
202: 2 — два гидротрансформатора; 0 — количество гидромуфт; 2 — два режима: маневровый и поездной;
ПР — параллельная система питания и охлаждения рабочей жидкости;
2 — конструкционные особенности УГП.
Принципы работы я постил тут.
Видео — за управлением тепловоза ТГМ4 (за качество видео извините).
И не спрашивайте зачем тепловозу «руль», пожалуйста)))
Источник
Тепловоз ТГМ4Б | Управление дизелем
Пуск дизеля. Для приведения во вращение коленчатого вала дизеля используется стартер ПС-У2, питаемый от аккумуляторной батареи.
Электростартер ПС-У2 — двигатель смешанного возбуждения, напряжение питания 64 В, мощность на валу 22 кВт с электромагнитным вводом шестерни в зацепление с венцом маховика дизеля и автоматическим выводом шестерни после пуска. Перед пуском /дизеля необходимо: включить рубильник /’аккумуляторной батареи; включить автоматический выключатель ВкА9 ’’Управление общее”; включить автомат ВкА5 — приборы. При этом создается цепь питания приборов и подготавливаются цепи переключения реверса, песочниц и управления дизелем.
После этого необходимо установить: контроллер машиниста в положение ’’Холостой ход”; включить автоматический выключатель — предохранитель ВкА8; включить автоматический выключатель ВкАб ’’Дизель”. При этом подготавливается цепь на блок-магнит дизеля УА2 и создается цепь на обмотку возбуждения вспомогательного генератора ВГ;
включить автомат ВкА4 ’’Топливный насос”. При этом получает питание двигатель топливного насоса по цепи: плюс на зажиме К.5, провод
5.4, зажим П.5, провод 5.3, автомат ВкА4, провод 115.1, пультовый разъем ?.34, провод 115.2, зажим К.115, провод 115.3, ЭТИ, провод2.2/, зажим К.2;
включить тумблер пуска и прокачки ТМН в положение ’’Пуск”. При этом получает питание контактор КМН по цепи: плюс на зажиме К.5, провод 5.4, зажим П.5, провода 5.3, 5.10, автомат-предо храни гель ВкА8 ’’Подготовка пуска”, провода 133.3, 133.1, зажим К. 133, провод 133.2, контакт контроллера ’’Холостой ход”, провод /27. /, зажим К. 137, провод
137.4, разъем ?.8, провод 137.5, контакт ТМНХ провод 153.2, разъем ?.10, провод 153.1, зажим К. 153, провод 153.3, разъем 1.14, провод
153.4, р. контакт реле РсГ, р. контакт реле Рпр5, диод Д2, р. контакт реле РВ2, провод 157.2, разъем 1.16, провод 157.1, катушка контактора КМН, провод 2.20, минус на рубильнике Р.
Одновременно с контактором КМН получают питание реле РВ1 шРУ2. Цепь питания реле РВ1 и РУ2 полностью повторяет цепь питания контактора КМН до р. контакта реле РсГ, далее цепь питания: р. контакт реле РсГ, катушка реле РВ1, параллельно — катушка реле РУ2, провод 2.4, разъем 1.2, провод 2.3, зажим К.2.
Контактор КМН срабатывает и становится на самогштание по цепи: автоматический выключатель ВкА8, провод 133.3, разъем У.7, провод
133.1, зажим К. 133, провод 133.2, контакт контроллера, замкнутый на нулевой позиции, провод 137.1, зажим К.137, провод 137.3, з. контакт контактора КМН, провод 143.1, разъем 1.9, провод 143.2, з. контакт реле РУ2, р. контакт реле Рпр5, диод Д1, провод 151.2, разъем 1.13, провод
151.1, зажим К.151, провод 151.3, разъем У.9, провод 151.4, контакт ТМН, провод 153.2, разъем У.10, провод 153.1, зажим К.153, провод
153.3, разъем 1.14, провод 153.4, р. контакты реле РсГ, Рпр5, диод//2, р. контакт реле РВ2, провод 157.2, разъем 1.16, провод 157.1, катушка контактора КМН, провод 2.20, минус на рубильнике Р.
Переключатель ТМН из положения ’’Пуск” имеет самовозврат в нулевое положение. При пуске дизеля переключатель ТМН включить и через 1-2 с отпустить. Этого времени достаточно, чтобы сработал контактор КМН и стал на самопитание.
Силовой контакт контактора КМН замыкает цепь питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса (ЭМН) : плюс на рубильнике Р аккумуляторной батареи, провод 11.1, предохранитель ПР4, провод
111.1, ЭМН, провод 112.1, з. контакт контактора КМН, провод 2.20, минус на рубильнике Р.
Происходит прокачка масла и топлива в системе дизеля. При достижении давления масла в главной магистрали дизеля до 0,04 МПа (0,4 кгс/см 2 ) срабатывает датчик БР1 и подготавливается цепь включения контактора КД.
После предварительной прокачки масла в течение 60 с (з. контакт реле РВ1) получает питание контактор КД по цепи: зажим К. 137, провод
137.3, з. контакт контактора КМН, провод 143.1, разъем 1.9, провод
143.2, з. контакт реле РУ2, р. контакты реле Рпр5, провод 145.2, разъем 1.10, провод 145.1, зажим К. 145, провод 145.3, датчик БР1, провод 147.3, зажим К.147, провод 147.1, разъем 1.11, провод 147.2, з. контакт реле РВ1, провод 149.2, разъем 1.12, провод 149.1, з. контакт контактораКІ11, провод 150.1, катушка контактора КД, провод 2.20, минус на рубильнике Р.
Для ограничения пуска электростартера служит реле РВ2 с выдержкой времени 6 с. Катушка реле РВ2 получает питание параллельно контактору КД по цепи: плюс на з. контакте реле РВ1, катушка реле РВ2, минус в блоке промежуточных реле. Реле РВ2, включившись, через 6 с обрывает цепь питания катушки контактора КМН. Для запуска дизеля достаточно 6 с. Если пуск не произошел в течение 6 с, нужно пуск повторить.
Контактор КД, получив питание, срабатывает и становится на самопитание через свой з. контакт, минуя контакт контактора КП1, а своими силовыми контактами подготавливает цепь включения контактора КШ и включает блок-магнит стартера БМ1, который вводит шестерню стартера в зацепление с шестерней коленчатого вала дизеля. В момент полного входа шестерни стартера в зацепление с валом дизеля замыкается кон
такт блок-магнита и создает цепь на включение контактора КП1\ плюс после з. контакта КД, провод 109.1, контакт БМ1, провод 107.1, катушка контактора КП1, провод 2.15, минус на зажиме К.2. Контактор КП1 своим контактом шунтирует блок-магнит. Теперь стартер удерживается в зацеплении только за счет нагрузки. Стартер принимает полную нагрузку и разворачивает коленчатый вал дизеля. Цепь питания стартера: плюс на зажиме рубильника Р, провод 11.2, з. контакт контактора КП1, провод 103.1, стартер, провод 2.12, минус на зажиме рубильника Р аккумуляторной батареи. Для исключения возможного повторного ввода в зацепление стартера с валом дизеля при размыкании контакта блок-магнита БМ1 контактор КП1 становится на самопитание через свой з. контакт.
При выходе стартера из зацепления с валом дизеля автоматически разбирается цепь пуска. Схема работает следующим образом: реле РсГ включено на напряжение ВГ через резистор R3, отрегулированный таким образом, что при достижении напряжения генератора (70 ± 2) В реле РсГ срабатывает и включает реле Рпр5, которое размыкает свой контакт в цепи пуска.
Тенерь при ошибочной попытке пустить уже работающий дизель схема собираться не будет.
После пуска дизеля следует отключить автомат ВкА4.
Управление частотой вращения коленчатого вала дизеля. Управление частотой вращения коленчатого вала дизеля осуществляется контроллером машиниста посредством штурвала. При повороте контроллера в зависимости от позиции получают питание вентили регулятора дизеля YA3, YA4, YA5. В зависимости от комбинации включения этих вентилей получает восемь различных положений восьмипозиционный прибор дизеля, управляющий подачей топлива. Цепь вентиля YA3: плюс на зажимеП. 173, провод 173.1, разъем А.14 КМ, контакт контроллера машиниста КМ, разъем А.5 КМ, провод 291.1, зажим К.291, провод 291.1, провод 291.2, разъем дизеля Д.21, вентиль YA3, разъем дизеля Д.32, провод 2.28, минус на зажиме К. 2.
Цепи включения вентилей YA4, YA5 аналогичны.
Остановка дизеля. Дизель останавливают переводом контроллера на нулевую позицию и отключением автомата ВкАб. При этом размыкаются цепи на вентили регулятора. В случае аварии дизель можно остановить включением кнопки КОД. При этом обесточивается аварийное стон-устройство YA1 и срабатывает заслонка дизеля.
Защита дизеля от понижения давления масла. При нормальном давлении масла в магистрали [выше 0,1 МПа (1 кгс/см 2 )] контакт реле давления масла SP2 в цепи блок-магнита дизеля замкнут. При понижении давления масла [ниже 0,1 МПа (1 кгс/см 2 )] контакт реле SP2 размыкается, дизель глохнет.
Защита дизеля от превышения максимальной частоты вращения вала дизеля. При увеличении частоты вращения вала выше (1625 ± 25) об/мин
дизель останавливается аварийным стоп-устройством YA1. Нормально катушка устройства YA1 находится под напряжением по цепи: зажим П.5, провода 5.3, 5.J0, автомат-предохранитель ВкА8, провод 133.3, разъем V.7, провод 133.1, зажим К. 133, провод 133.4, разъем ІХ.4, провод 133.5, кнопка КОД, провод 125.4, разъем IX.3, провод 125.1, зажим К.125, провод 125.3, разъем Д.1, контакт реле частоты вращения вала SR2, катушка YA1, разъем ДР, провод 2.25, зажим К.2.
Автоматическая прокачка масла после остановки дизеля. После пуска дизеля включается реле РсГ и получает питание реле Рпр5 по цепи: автоматический выключатель ВкА8, провод 133.3, разъем V.7, провод
133.1, зажим К.133, провод 133.6, разъем 1.8, провод 133.7К, з. контакт реле РсГ, р. контакт реле РВ1 с выдержкой времени 60 с, диод Д4, катушка реле Рпр5, минус в блоке промежуточных реле. Реле Рпр5, сработав, становится на самопитание через свой з. контакт, одновременно другой з. контакт реле Рпр5 подготавливает цепь питания реле РВ1.
После остановки дизеля реле РсГ отключается ир. контактом замыкает цепь питания реле времени РВГ. автомат ВкА8, провод 133.3, разъем V. 7, провод 133.1, зажим К.133, провод 133.6, разъем 1.8, провод
133.7, з. контакт реле Рпр5, р. контакт реле РсГ, катушка реле РВ1, минус в блоке промежуточных реле. Параллельно реле РВ1 получает питание реле РУ2 по той же цепи.
Реле РУ2 срабатывает и своим з. контактом замыкает цепь контактора КМН: автомат ВкА8, провод 133.3, разъем V.7, провод 133.1, зажим К.133, провод 133.6, разъем 1.8, провод 133.7, з. контакт реле Рпр5, р. контакт реле РВ1, р. контакт реле РсГ, з. контакт реле РУ2, диод ДЗ, р. контакт реле РВ2, провод 157.2, разъем 1.16, провод 157.1, катушка контактора КМН, провод 2.20, минус на зажиме рубильника Р.
Контактор КМН срабатывает и включает своими силовыми контактами маслопрокачивающий насос. Через 60 с р. контакт реле РВ1 разрывает цепь питания контактора КМН, который своим з. контактом разрывает цепь питания реле Рпр5. Прокачка масла прекращается. Одновременно з. контакт реле Рпр5 разрывает цепь питания реле РВ1.
Вся система возвращается в исходное положение и все цепи готовы к следующему пуску дизеля.
Источник
Маневровые локомотивы
Регулировка частоты вращения коленчатого вала дизеля
На тепловозе установлен восьмипозиционный прибор (рис. 62), при помощи которого осуществляется управление частотой вращения коленчатого вала во время работы дизеля путем изменения степени сжатия пружины всережимного регулятора. Корпус вось-мипозиционного прибора имеет гидравлическую и пневматическую части. В гидравлической части корпуса размещен поршень демпфера 10 и регулировочный болт 13, при помощи которого изменяется скорость подъема толкателя. В пневматической части прибора имеется одна общая цилиндрическая гильза 8, в которой под действием сжатого воздуха перемещаются рабочие поршни 2, 3, 4 с резиновыми уплотнительными манжетами. Эти манжеты смазывайте не реже одного раза в месяц смазкой ЖТКЗ-65 (ТУ 32-ЦТ-546-78). Масло в прибор заливайте через отверстие, закрытое пробкой 28, до выливания его из открытой пробки 20.
Воздух под поршни подается при помощи трех электропневматических вентилей, к которым подводится воздух из воздушной магистрали. Вентили включаются при вращении штурвала машиниста по позициям в определенной комбинации в соответствии с диаграммой замыкания контактов на контроллере.
Рис. 62. Восьмипозиционный прибор:
1, 19 — фланцы, 2, 3, 4 — поршни. 5, 6 — манжеты, 7 — клии, 8 — гильза; 9, 20, 28 — пробки; 10 — демпфер, 11 — клапан, 12, 18, 21 — пружины; 13 — болт регулировочный, 14- упор максимальной частоты вращения вала дизеля, 15 — рычаг управлення регулятора; 16, 23, 2£ — контргайки; 17 — тяга; 22 — стержень; 24 — рычаг, 25 — болт, 27 — толкатель, 29 — крышка; 30 — корпус; 31 — винт стопорный; 32 — ось рычага, 33 — масленка
Частоту вращения коленчатого вала дизеля регулируйте следующим образом. Предварительно установите шаровой поводок тяги на расстоянии одной трети от нижней части прорези рычага 24 прибора. Изменением длины тяги установите рычаг регулятора в крайнее правое положение. Затем проверьте перемещение рычага регулятора по позициям штурвала на неработающем дизеле. Давление воздуха в системе управления должно быть не менее 0,6 МПа (6 кгс/см2). При этом во избежание поломки шаровых поводков нельзя допускать, чтобы рычаг регулятора ложился на упор максимальной частоты вращения вала дизеля. На 8-й позиции между рычагом и упором должен быть зазор 0,05-0,2 мм.
Если рычаг регулятора ложится на упор раньше, чем на 8-й позиции, опустите шаровой поводок в прорези рычага 24 прибора и, наоборот, поднимите его, если на 8-й позиции рычаг регулятора не доходит до упора максимальной частоты вращения вала. После этого пустите дизель и проверьте получившуюся частоту вращения вала на холостом ходу, которая должна быть (600±20) об/мин. При несоответствии частоты вращения вала дизель остановите и перемещением шарового поводка в прорези рычага добейтесь такого положения рычага регулятора и длины тяги 17, при которых обеспечивается необходимая частота вращения вала на холостом ходу и установка рычага регулятора на упор максимальной частоты вращения вала на 8-й позиции штурвала машиниста.
При работе тепловоза на стоповом режиме второго гидротрансформатора (тепловоз должен быть заторможен автоматическим и ручным тормозами во избежание его движения) частота вращения вала дизеля (п) по позициям должна соответствовать следующим данным (вентилятор холодильника при этом должен быть включен, а компрессор выключен):
Номер позиции .0 1 2 3
п, об/мин . 600±20 600±40 750±40 850±40
Номер позиции .4 5 6 7 8
п, об/мин . 950±40 1050±40 1150±40 1250±40 137
Источник