Меню

Регуляторы для бас гитары

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала. Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера. В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке.

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента. Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении.

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель. Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома. Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука. Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble). Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами.

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты. Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб. Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях.

Читайте также:  Регулятор давления итап характеристики

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра. На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью. Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером.

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10. Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком. Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью.

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели. Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне. Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя.

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления. Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет. Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят.

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Источник

Темброблок бас-гитары

Поделиться с друзьями:

Приветствую Вас, дорогие читатели, на моем блоге bass-player.ru! Это заключительная статья из раздела «Основные части бас-гитары». И статья эта будет, можно сказать, об управляющей звуком нашего с вами горячо любимого инструмента. Рассматривать мы будем темброблок бас-гитары.
Вообще, в наше время темброблок может быть самым разнообразным. Но самый простой вариант — это регулятор тона и регулятор громкости. Хотя может быть и два регулятора громкости, на каждый датчик, если их тоже два. О датчиках бас-гитары (звукоснимателях) Вы можете узнать из этой статьи. Управление происходит с помощью резистора переменного сопротивления, т.е. потенциометра.
Составляющие потенциометра — полоски проводящего пластика с выводной ножкой-контактом на каждом конце и контакт, скользящий по струнам. Каждый потенциометр соответствует номеру, из которого видно его максимальное сопротивление. Например, потенциометр в 250 к выдает 250 000 Ом сопротивления в полностью открытой позиции. Для синглов (однокатушечных звукоснимателей, которые Вы можете увидеть, например, на классическом Fender Jazz Bass) чаще всего применяются потенциометры в 250 к, для хамбакеров — 500 к. Но это речь была для пассивных датчиков. Для активных же звучков номинал переменных сопротивлений может колебаться от 100 и аж до 10 к.
Во время работы звукоснимателей (в процессе скольжения контакта по струнам) изменяется сопротивление. Этот процесс называется «тейпером», т.е. кривой зависимости. Различают линейный (линеарный) тейпер и аудиотейпер, по другому логарифмический (страшное слово, правда? В потенциометре с линейным тейпером сопротивление преобразуется пропорционально. Это значит, что когда от одной стороны до другой пройдено 75 или 25% пути, общее сопротивление будет равно 75 или 25% соответственно. В этом случае, можно сказать, все просто. В другом случае (случае с аудиотейпером) сопротивление логарифмическое, гораздо более близкое к тому, как воспринимает человек. Это значит, что ротация, например, в 50% приведет только к сопротивлению в 15%. Это самый распространенный вариант среди аудиотейперов. Хотя существуют и 5 и 25-процентные.

Читайте также:  Регулятор оборотов отопителя ниссан ноут

Темброблок бас-гитары

В старых «раритетных» инструментах (кстати, это не значит, что они плохие) чаще всего встречаются темброблоки с пассивным регулятором тона, которые, в свою очередь, либо добавляют, либо убирают высокие частоты. Номинал пассивного темброблока устанавливает сколько вырезается высоких частот из сигнала. Отдельного упоминания заслуживают концентрические потенциометры, распологающие двумя регуляторами, установленными стеком. Верхний регулятор отвечает за одну операцию, нижний — за другую. Чаще всего их размещают на активных схемах. Хотя, есть и исключения. К примеру, Fender Jazz Bass 1960 года. На его пассивных звукоснимателях были установлены концентрические сопротивления, по одному на громкость и тон для каждого звучка отдельно.У активных регулятооров тона возможностей побольше будет. С их помощью можно либо добавлять, либо убирать определенные частоты относительно центральной точки, которая хорошо чувствуется при повороте ручки. Активная схема требует дополнительный источник питания, в качестве которого выступает 9-вольтовая батарейка (крона), бывает, что и не одна. При активной схеме чаще всего распространены линеарные резисторы, хотя и не всегда.
Активный темброблок чаще всего состоит из регуляторов громкости, баланса (pan pot), регуляторов высоких и низких частот. Pan pot прекрасно работает на активной цепи, и при этом не вызывет фазового среза сигнала. Однако, регуляторы смешивания сигналов двух датчиков нынче могут устанавливать и на пассивной электронике. Достаточно вспомнить серию RBX от Yamaha. Бывает, что в бас-гитарах с активной электроникой присутствуют контроллеры регулировки средних частот. Эта «конструкция» называется полупараметрическим эквалайзером. В нем присутствует возможность выбора определенного отрезка среднего диапазона. При таком варианте, можно сказать, единственным решением выступают концентрические потенциометры. Как я уже упоминал, активная электроника питается от батарейки, которая (или которые, если батарейка не одна, а две, или даже три) вставляется в специальное гнездо. За активацию цепи всего устройства бас-гитары отвечает всеми нами известный «джек», т.е. штекер сигнального провода. На заметку, если его постоянно оставлять включенным (т.е. не доставать из инструмента), то батарейка разрядится гораздо быстрее. Так что, будьте бдительны, уважаемые музыканты и одновременно читатели блога!
Ну и последнее, о чем бы мне хотелось упомянуть в этой статье — это экранировка темброблока и проводов. Углубление, сделанное специально под темброблок чаще всего экранируют с помощью медной фольги, но бывает, что и специальной экранирующей краской. А иногда и тем, и другим.
Вот такой вот пост у меня получился, дорогие читатели моего любимого блога bass-player.ru! Кстати, скорее всего, это последняя статья из этой рубрики. Предлагаю вам сейчас перейти, например, в эту Берегите себя и до новых встреч!

Читайте также:  Реле регулятор тойота рав 4

Источник



Регуляторы для бас гитары

Графический символ бас гитары слева страницы Play имеет четыре кнопки и ползунок для изменения звучания баса.

Volume

Регулятор Volume контролирует выходной уровень бас гитары на усилитель, точно так же, как регулятор громкости на реальной бас гитаре. Поворот этого регулятора вправо поможет достигнуть эффекта Overdrive .

Tone

Регулятор Tone имитирует регулятор тона на реальной бас гитаре. Поворот регулятора Tone влево вырежет высокие частоты и смягчит звук.

Attack

Басисты могут играть пальцами или медиатором, тем самым, меняя звук во время игры. Игра пальцами даёт более мягкий звук, игра медиатором — более напористый. Регулятор Attack в Virtual Bassist определяет силу атаки, позволяя плавно менять вид атаки, имитируя игру пальцами или медиатором, либо выбрав среднее значение.

Damp

Бас гитаристы могут управлять нюансировкой звука, приглушая струны рукой, тем самым делая звук более тусклым и затухание звука более быстрым.

Регулятор Damp делает тоже самое — имитирует эту манеру. Поворот этого регулятора влево делает звук более мягким и отрывистым.

При повороте регулятора Damp до конца влево, Virtual Bassist будет играть «мёртвые» ноты.

Для имитации звучания старых бас гитар попробуйте настройки между 10 и 2 часами.

Позиция звукоснимателя

Звуковой спектр бас гитары зависит также от позиции звукоснимателя. В Virtual Bassist есть удивительная возможность настраивать позицию звукоснимателя.

Перемещение ползунка вниз от центральной позиции добавит остроту, перемещение вверх сделает звук тёплым с более глубоким басом.

Между прочим, п еремещать можно и ползунок, и непосредственно звукосниматель.

Распознавание аккордов

Virtual Bassist содержит интеллектуальную систему распознавания аккордов. Это даёт возможность всегда играть правильную басовую линию для аккордов, получаемых с входа MIDI секвенсора или клавиатуры, хотя для некоторых типов аккордов линия баса не может меняться значительно.

MIDI вход может состоять из полного аккорда или просто одной ноты — никаких дополнительных настроек не требуется, потому что Virtual Bassist всегда знает, что делать.

Воспроизведение аккордов

При воспроизведении полного аккорда в Pitch Range (например, ноты C, F, и G для аккорда Csus), Virtual Bassist будет автоматически распознавать его.

Для лучшего распознавания должны быть воспроизведены все ноты аккорда. Воспроизведение трёх нот достаточно для мажорного, минорного, или sus4 аккордов, но для других типов аккордов (maj7, 7, 6, dim, mmaj7, m7, m6, m7-5, sus2 and 7sus4) должны быть воспроизведены все четыре ноты.

Обращения аккордов

В большинстве случаев, не имеет значения, какое обращение аккорда играется.

Однако есть некоторые исключения, где басовая нота должна быть нижней нотой аккорда, либо тонической:

  • m7: например, в Am7 нота A должна быть басовой, потому что иначе Virtual Bassist будет рассматривать аккорд, как секст аккорд (в данном случае C6) — хотя в аккорде используются одни и те же ноты клавиатуры, они должны иметь различные нижние ноты во время игры на бас гитаре.
  • dim аккорды (например, в аккорде Adim те же ноты, что и Cdim, Eb- dim и Gb- dim).
  • +5 аккорды (в аккорде A+5 те же ноты, что и C#+5 и F+5).
  • m6 аккорды (в аккорде Am6 те же ноты, что и F# m7-5).

Аккорд одним пальцем

Для следующих типов аккордов: мажор, 7, минор, и m7 играть все ноты аккорда совершенно не обязательно. При нажатии одной клавиши всегда воспроизводится мажорный аккорд. Можно выбрать другой тип аккорда, нажимая дополнительную клавишу:

Источник