Меню

Схема испытания реле тока

Наладка электромагнитных реле

электрических схем управления, поэтому от их состояния зависит надежность

работы электрооборудования и систем автоматизации, в схемах которых они

Наладку реле выполняют в следующем порядке: внешний осмотр реле,

сопротивления катушек постоянному току, механическая регулировка реле,

электрическая регулировка реле, проверка работы реле в реальной схеме.

Проверку реле начинают с внешнего осмотра корпуса, целостности пломб.

При вскрытии крышки реле обращают внимание на качество уплотнений,

защищающих от проникновения в реле пыли. Затем проводят внутренний осмотр

реле, при этом пыль, капли припоя, металлические и пластмассовые опилки

удаляют салфеткой, смоченной в растворителе; проверяют чистоту контактов,

целостность изоляционных и антикоррозийных покрытий; пинцетом проверяют

качество доступных осмотру паек; контролируют затяжку винтов и гаек.

противодействующие пружины: устраняют перекосы пружин и сцепления

отдельных витков, если усилие пружины изменилось вследствие ее деформации, то

изменяют ее натяжение или заменяют на новую. Лопнувшие шайбы и шплинты

также подлежат замене. Подвижная часть реле должна перемещаться свободно, без

При повороте или перемещении подвижной части реле должно ощущаться

лишь противодействие пружины. Пружина должна возвращать подвижную

систему в исходное положение даже после незначительного смещения ее рукой.

После осмотра, при условии четкой работы механизма реле, включаемого от

руки, измеряют сопротивление катушек реле постоянного тока омметром или

мостом. Результаты измерений сравнивают с паспортными данными катушек.

Сопротивление изоляции токоведущих частей реле определяют с помощью

мегомметра на 500 или 1000 В.

Перед проверкой изоляции все зажимы и клеммы реле очищают от окислов.

Обычно измерение сопротивления изоляции обмоток реле производят совместно со

вторичными цепями, причем перед измерением отключают от схемы твердые

выпрямители и конденсаторы во избежание их пробоя.

Сопротивление изоляции обмоток реле должно быть не менее 0,5 МОм.

Механическая регулировка реле необходима для повышения эксплуатационной

надежности срабатывания реле во всем диапазоне изменяемых уставок. Особое

внимание при механической регулировке обращают на устранение заеданий

Другие электронные книги электротехнической тематики: http://electrolibrary.info

http://electricalschool.info/ — Школа для электрика.

Статьи, советы, полезная информация.

подвижных частей реле при их перемещениях от руки. Для большей надежности

механическую регулировку производят одновременно с электрической.

измерительные приборы (амперметры и вольтметры) испытательных схем

выбирают по напряжению питания, току или напряжению срабатывания, а также

по необходимой точности регулирования. Потенциометр должен обеспечивать

ступени регулирования не более 0,5 — 1 В. Реостаты должны обеспечивать как

плавную регулировку тока, так и возможность подачи на реле необходимого

максимального тока при проверке тока срабатывания.

характеристиками промежуточных электромагнитных реле и реле времени. Если

при проверке обнаруживают, что значение тока или напряжения срабатывания

значительно отличаются от номинальных, то это указывает на неисправность реле

или его неправильную регулировку. Понижение напряжения срабатывания у

большинства промежуточных реле бывает вызвано чрезмерным ослаблением

противодействующей (возвратной) пружины или уменьшением начального зазора

между якорем и сердечником реле.

Повышение же напряжения срабатывания указывает на чрезмерную затяжк у

пружины, неправильную сборку недвижных частей реле, обрыв одной из

параллельных обмоток или закорачивание части обмотки реле, установку в реле

обмотки на большее напряжение или ток. В последнем случае прежде всего

убеждаются в исправности обмоток реле и величине ее сопротивления.

Обмотку считают исправной, если ее сопротивление отличается от заводских

данных не более чем на 10% при диаметре провода до 0,16 мм, 7% — при диаметре

0,17 — 0,25 мм и 5% — при диаметре более 0,25 мм. Кроме того, в обмотках должны

отсутствовать короткозамкнутые витки.

Некоторые типы реле имеют несколько обмоток: параллельные обмотки

напряжения для срабатывания реле и последовательные токовые для удержания

реле во включенном положении, или, наоборот, токовая обмотка используется для

срабатывания реле, а обмотка напряжения для удерживания реле. В первом случае

проверяют напряжение срабатывания и ток возврата реле, а во втором — ток

срабатывания и напряжения возврата.

Другие электронные книги электротехнической тематики: http://electrolibrary.info

http://electricalschool.info/ — Школа для электрика.

Статьи, советы, полезная информация.

Электромагнитные контакторы

Источник

Инструкция по наладке и проверке реле максимального тока серий РТ-80, РТ-90 и ИТ-80

Инструкция ОРГРЭС на реле РТ-80, РТ-90, ИТ-80

Инструкция по наладке и проверке реле максимального тока серий РТ-80, РТ-90 и ИТ-80, ОРГРЭС, 1970 Инструкция по наладке и проверке реле максимального тока серий РТ-80, РТ-90 и ИТ-80
Автор: инж. О. Л. Гильчер
Издательство: М.: — Энергия, 1970

Настоящая инструкция рекомендуется персоналу служб и предприятий энергосистем и является обязательной для работников ОРГРЭС.
Реле серий РТ-80 и ИТ-80 предназначаются для селективной защиты распределительных электрических сетей напряжением 3-10 кВ и для защиты понижающих трансформаторов и высоковольтных электродвигателей от перегрузки и коротких замыканий. Реле серии РТ-90 применяются в основном для защиты мощных короткозамкнутых электродвигателей с большими медленно затухающими пусковыми токами.
По принципу действия реле являются комбинированными и состоят из двух элементов: индукционного, создающего ограниченно зависимую от тока выдержку времени, и электромагнитного мгновенного действия (отсечки), обеспечивающего отключение защищаемого объекта без выдержки времени при превышении током короткого замыкания величины уставки отсечки.
Индукционный элемент включает магнитопровод с обмоткой, диск, вращающийся в подпятниках подвижной рамки, тормозной постоянный магнит, червяк, насаженный на ось диска, и зубчатый сектор.
Вращающийся момент на диске создается взаимодействием сдвинутых друг относительно друга во времени и в пространстве магнитных потоков с токами, наводимыми ими в диске.
Ток, обтекающий катушку реле, возбуждает в магнитопроводе и воздушном зазоре магнитный поток, пропорциональный до начала насыщения стали величине этого тока.
Для расщепления магнитного потока в воздушном зазоре на две составляющие, сдвинутые пространственно и по фазе, полюсы магнитопровода разделены на две части, на одну из которых насажены короткозамкнутые витки (экраны).
Потоки, выходящие соответственно из экранированной и неэкранированной частей полюсов, создают в диске электродвижущие силы двух видов: трансформаторные э. д. с. и э. д. с. резания.
Трансформаторные э. д. с, не зависящие от того, вращается диск или он неподвижен, создают в диске токи, обусловливающие появление вращающего момента Мвр, пропорционального до насыщения магнитной системы квадрату тока. Этот момент направлен всегда по кратчайшему пути от оси опережающего к оси
отстающего потока, благодаря чему при достижении током в обмотке реле определенного значения диск начинает вращаться и при достижении тока уставки втягивается под экранированную часть полюса. Электродвижущие силы резания возникают в диске только при его вращении и обусловливают появление тормозных моментов.

Рисунок 1. Кинематическая схема реле РТ-84
Рисунок 1. Кинематическая схема реле РТ-84.
1 – угольник главных контактов; 2 – подвижная контактная пружина главных контактов; 3 – толкатель якоря отсечки; 4 – регулировочный винт уставки отсечки; 5 – короткозамкнутый виток якоря отсечки; 6 – якорь отсечки; 7 – магнитный шунт отсечки; 8 – коммутатор отводов обмотки; 9 – обмотка реле; 10 – стальная скоба рамки; 11 – короткозамкнутые витки (экраны), 12 – магнитопровод (сердечник); 13 – нижний подпятник диска; 14 – фасонный упорный винт рамки; 15, 17 – регулировочные винты арретирующей пружины; 16 – арретирующая пружина; 18 – установочный винт устройства выдержек времени индукционного элемента; 19 – диск; 20 – зубчатый сектор, 21 – подвижная рамка; 22 – постоянный магнит; 23 – скоба-держатель зубчатого сектора; 24 – червяк; 25 – скоба сигнальных контактов; 26 – верхний подпятник диска; 27 – коромысло якоря отсечки; 28 – механический указатель срабатывания; 29 – неподвижный главный замыкающий контакт.

Читайте также:  Как изменяется возбудимость нерва в области катода при замыкании цепи постоянного тока

Вращение диска замедляется также противодействующим моментом, создаваемым при вращении диска установленным на реле постоянным магнитом. Оба тормозных момента пропорциональны скорости вращения диска и обеспечивают при неизменной величине тока в реле постоянную скорость вращения, а с увеличением тока до величины тока насыщения – ускорение, обусловливающее зависимую часть временной характеристики индукционного элемента реле.
С насыщением магнитной системы увеличение магнитного потока, а следовательно, и вращающего момента с ростом тока в реле прекращается, и характеристика переходит в независимую часть: у реле серий РТ-80 и ИТ-80 при восьми-десятикратной, а у реле серии РТ-90 при трех- четырехкратной величине тока по отношению к току срабатывания зависимого элемента на данной уставке.
Диск реле начинает вращаться при токах, равных 20 – 30% тока срабатывания индукционного элемента. Реле при этом не срабатывает, так как пружина удерживает рамку (имеющую собственную ось вращения) в оттянутом положении и червяк на оси диска не сцеплен с зубчатым сектором.
На вращающийся диск действуют две силы F1 и F2. Сила F1 создаваемая электромагнитом, вращает диск по часовой стрелке, а сила F2, создаваемая при вращении диска тормозным постоянным магнитом, противодействует вращению диска.
При возрастании тока в реле до величины тока срабатывания равнодействующая двух сил преодолевает натяжение пружины и, поворачивая рамку вокруг ее оси, производит сцепление червяка с зубчатым сектором. Сектор начинает подниматься и по прошествии времени, определяемого уставкой шкалы выдержек времени, хвостовиком поднимает коромысло якоря отсечки. При этом начинает уменьшаться правый зазор между якорем отсечки и магнитопроводом. Сила притяжения якоря электромагнитной системы, образуемой им совместно с правой стороной магнитопровода и магнитным шунтом, обратно пропорциональна квадрату расстояния между полюсами, вследствие чего, как только воздушный зазор уменьшится до величины, соответствующей току срабатывания отсечки, якорь с ускорением притянется к магнитопроводу и толкатель замкнет главные контакты реле. Одновременно коромысло отсечки вытолкнет флажок механического указателя срабатывания реле.

Рисунок 2. Силы, действующие на диск подвижной рамки реле серии РТ-80
Рисунок 2. Силы, действующие на диск подвижной рамки реле серии РТ-80

Для устранения вибрации якоря отсечки в притянутом положении, вызывающей неустойчивую работу контактов, на правый конец якоря насажен короткозамкнутый виток, охватывающий часть торцевой стороны якоря и расщепляющий благодаря этому магнитный поток на опережающую и отстающую составляющие.
Для предотвращения ослабления сцепления червячной передачи под действием тяжести якоря с момента встречи хвостовика сектора с коромыслом на рамке установлена стальная скоба.
Притягиваясь при сближении сектора с червяком за счет потоков рассеяния к магнитопроводу реле, эта скоба дополнительно усиливает сцепление червячной пары. Она же используется для регулировки коэффициента возврата реле, так как чем ближе ее подвести к магнитопроводу при втянутом секторе, тем меньший ток удержит рамку в притянутом положении, а следовательно, и сектор в сцеплении с червяком.
Индукционный элемент создает ограниченно зависимую характеристику выдержки времени.
При токах, превышающих ток срабатывания электромагнитного элемента, реле работает с отсечкой, т. е, практически без выдержки времени. В действительности время срабатывания электромагнитного элемента в зависимости от кратности тока в реле по отношению к уставке отсечки изменяется от 0,3 – 0,4 до 0,08 – 0,10 сек. При двукратном токе это время, как правило, не превышает 0,08 сек.
Конструктивными достоинствами реле серий РТ-80 и ИТ-80, РТ-90, являются: независимость действия реле от предаварийного режима, возможность контролировать в любое время исправность реле в нормальном режиме по вращению диска, независимость уставки по времени от регулировки уставки по току срабатывания, возможность в широких пределах менять ток срабатывания отсечки, а при надобности вообще выводить ее из действия.
К недостаткам в конструкции реле следует отнести прежде всего чувствительность к вибрации, тряске и толчкам, передающимся реле от панелей или стенок и дверец КРУ, на которых реле монтируется, что многократно вызывало ложное срабатывание защит соседних присоединений при включениях или отключениях рядом расположенных выключателей как в зданиях распредустройств, так и в особенности, в ячейках КРУ и КРУН. Из-за этого конструктивного дефекта реле их необходимо устанавливать, особенно в КРУ и КРУН, на надежных резиновых амортизаторах. Недостатком реле старой серии ИТ-80 является также интенсивный износ «шариков подпятника диска у реле, установленных в помещениях с повышенной запыленностью окружающего воздуха, особенно на тепловых электростанциях, работающих на пылеугольном топливе. Так как шарик у реле этой серии выпусков до 1957 г. запрессован в оси диска, то для его замены реле приходится снимать с панели и в мастерской высверливать отверстие в оси над гнездом шарика. Недостатком конструкции реле обеих серий является чрезмерно большой механический разброс срабатывания по току электромагнитного элемента отсечки и зависимость тока срабатывания отсечки от уставки по току срабатывания зависимого (индукционного) элемента (т. е. зависимость от числа включенных витков обмотки). Кроме того, величина тока срабатывания отсечки значительно зависит от формы кривой тока. Гарантируемый заводом разброс отсечки (15%) для кратностей уставки 2 – 8 непомерно велик, а при увеличении кратности до 10 – 115 (в чем на практике часто встречается необходимость) этот разброс может возрастать до 25% и более.
Недостатком реле обеих серий является также относительно медленный (0,7 – 0,8 сек) возврат реле в начальное положение при остаточном токе, близком к току возврата. Это свойство реле необходимо иметь в виду при выборе величины селективного интервала времени в радиальных сетях, оборудованных АПВ.
Конструктивным дефектом реле является также недостаточная жесткость цоколя, вследствие чего при монтаже реле на «панели при затяжке установочных винтов происходит деформация цоколя.
В ряде случаев это приводило к нарушению зацепления или к заклиниванию диска при работе реле.
В связи с этим 12 июля 1965 г. был выпущен противоаварийный циркуляр № Э-7/65, предписывающий обязательное применение резиновых прокладок между панелью и цоколем реле при их монтаже
на релейных щитах или на стенках РУ. Этот же циркуляр предупреждает о недопустимости чрезмерной затяжки крепящих реле гаек или болтов.

Содержание

Глава первая. Назначение, принцип действия и конструкция реле серий РТ-80 и ИТ-80, РТ-90
1-1. Назначение
1-2. Принцип действия и устройство реле
1-3. Конструктивные отличия реле серий РТ-80 и РТ-90
1-4. Основные достоинства и недостатки конструкции реле
Глава вторая. Технические данные реле
Глава третья. Программа проверки реле
Глава четвертая. Осмотр реле и проверка механической части
4-1. Внешний осмотр реле
4-2. Внутренний осмотр и проверка механической части реле
4-3. Осмотр и замена Подпятников
4-4. Проверка и регулировка контактов реле
4-5. Особенности регулировки главных контактов реле РТ-85 (ИТ-85), РТ-86 (ИТ-86) и РТ-95
Глава пятая. Требования к устройствам и схемам проверки реле серий РТ-80 (ИТ-80) и РТ-90
5-1. Влияние формы кривой тока на поведение реле
5-2. Рекомендуемые схемы испытания реле
5-3. Оценка пригодности других испытательных устройств
5-4. Схемы, применяемые взамен комплектных испытательных устройств
Глава шестая. Электрическая проверка реле
6-1. Проверка изоляции
6-2. Проверка заводских параметров реле и настройка зависимого элемента реле на заданные характеристики
6-3. Проверка и регулировка электромагнитного элемента (отсечки)
6-4. Повторный осмотр и проверка реле на рабочих уставках
6-5. Аппаратура, приборы и инструмент, необходимые для проверке и регулировки реле

Источник



Испытание электромагнитных реле напряжения

Целью работыявляется проведение испытаний электромагнитных реле напряжения типа РН – 50.

Читайте также:  Цифровой индикатор тока заряда аккумулятора

Порядок выполнения работы:

1.Ознакомиться с электрической схемой испытуемого реле, указать его тип, начертить схему внутренних соединений реле с указанием маркировки зажимов.

Рисунок 4.1 Схема испытаний реле напряжения

2.Собратьсхему рисунок 4.1, используя зажимы реле первого диапазона напряжений срабатывания.

3. Для каждого оцифрованного деления шкалы определить напряжение срабатывания реле путем плавного увеличения напряжения (для реле максимального напряжения) или плавного уменьшения (для реле минимального напряжения) зафиксировать значение напряжения, при котором контакты реле надежно замыкаются.

4. Изменяя напряжение в обратном направлении зафиксировать значение, при котором контакты реле надежно размыкаются, т.е. напряжение возврата реле . Результаты испытаний занести в таблицу 4.1.

5.Проделать то же самое для второго диапазона уставок напряжений срабатывания.

6. По данным опытов определить значения коэффициентов возврата реле по выражению

7. Для одной рабочей уставки(указанной преподавателем) путем пятикратного измерения определить значение погрешности напряжения срабатывания реле относительно заданной уставки по выражению

где – среднее значение, полученное при выполнении заданного количества измерений; – уставка по шкале реле.

Полученное значение сравнить с допустимым значением, которое не должно превышать ±5

Таблица 4.1 Результаты испытаний (Параллельно)

, B , B , В Диапазон уставок (А) (А)
0,75 0-20 0.110 0.08
22,5 0,8 20-25 0.124 0.09
32,5 0,64 25-30 0.150 0.110
0,75 30-35 0.170 0.140
26,5 0,75 35-40 0.190 0.2
22,5 0,62 35-40 0.2 0.150
22,5 0,64 35-40 0.190 0.150

(Последовательно)

, B , B , В Диапазон уставок (А) (А)
0.8 0-20 0.01 0.09
0.77 20-25 0.013 0.011
0.76 25-30 0.015 0.013
0.77 30-35 0.018 0.015
0.67 35-40 0.021 0.015
0.73 35-40 0.021 0.016
0.75 35-40 0.020 0.016

8. Для этой же уставки проверить надежность работы контактов при 1,05 для максимальных реле или 0,95 для минимальных реле.

9. Включив в цепь миллиамперметр, измерить мощность, потребляемую обмоткой реле при минимальной уставке, .

10. Сделать выводы.

Отчет должен содержать:

Название работы, цель работы, схему испытаний, выполненную с помощью чертежных инструментов, с соблюдением ГОСТа, паспортные характеристики изучаемых реле, результаты измерений и расчеты, графические зависимости – , , .

В выводах по работе сделать анализ результатов.

Лабораторная работа №5

Изучение и испытание электромагнитных промежуточных реле

Целью работы является изучение принципа действия, конструкции и проведение испытаний электромагнитных промежуточных реле.

Общие сведения из теории

Основным назначением РП является размножение контактов основного реле в тех случаях, когда при срабатывании последнего требуется одновременно замкнуть или разомкнуть несколько цепей. Одним из таких случаев является одновременное отключение от защиты нескольких выключателей. РП также применяется при разгрузке контактов основного реле, при необходимости замыкания или размыкания цепей такой мощности, на которую контакты основного реле не рассчитаны.

Промежуточные реле выполняются на электромагнитном принципе для работы на оперативном постоянном и переменном токе. В зависимости от назначения промежуточные реле выпускаются с обмотками напряжения или обмотками тока или теми и другими одновременно. Реле постоянного тока изготавливаются на напряжение 24, 48, 110 и 220В, а переменного тока – на 127, 220 и 380В.

Промежуточные реле типов РП – 23 и РПР – 24 выполняются для работы на постоянном токе, а РП – 25 и РП – 26 на переменном токе. Для предотвращения вибрации подвижной системы реле РП – 25 и РП – 26 имеют короткозамкнутый виток на сердечнике электромагнита.

Реле РП бывают быстродействующие (0,01 … 0,6 с) и с замедлением при срабатывании (до 0,25с) или при возврате (до 1,4 с). Последнее достигается установкой на сердечнике медных демпфирующих шайб (реле РП – 252), демпфирующих обмоток (реле РП – 253), а также при помощи контура RC, подключаемого параллельно обмотке реле.

Промежуточные реле различаются:

— по количеству обмоток,

— по типу обмоток (токовая обмотка или обмотка напряжения), определяющему включение реле в цепь оперативного тока,

— по числу состояния и мощности (коммутационной способности) контактов,

— по времени срабатывания и возврата (быстродействующие или с замедлением).

Большинство промежуточных реле выполнено с использованием реле магнитной системы клапанного типа.

Для обеспечения надежного по времени воздействия на управляемый механизм при кратковременном срабатывании пускового органа защиты или автоматики используется промежуточное реле с удерживающими обмотками (реле РП – 223, РП — 255).

Рисунок 5.1 Схема включения промежуточного реле с последовательно удерживающей обмоткой

На рисунке 5.1 приведена схема, поясняющая работу промежуточного реле, имеющего две обмотки; обмотку напряжения (параллельную) и токовую (последовательную) – удерживающую. При кратковременном замыкании контакта К промежуточное реле KL срабатывает. Замыкается цепь управляемого аппарата, например катушки электромагнита отключения выключателя YAT (при включенном выключателе его вспомогательный контакт Q замкнут). Исчезновение тока в параллельной обмотке, которое произойдет после размыкания контакта К, не приведет к размыканию контактов реле KL до тех пор, пока не будет отключен выключатель и пока не разомкнутся вспомогательные контакты Q. Замкнутое состояние контакта реле KL обусловлено наличием тока в последовательной обмотке, в которой создаваемое усилие обеспечит подтянутое положение подвижного якоря. Такая схема с самоудерживанием используется, например, в цепи газовой защиты, устройствах АПВ и др. Обмотки реле (основная и удерживающая) должны быть включены согласно.

Замедление при срабатывании или возврате реле обеспечивается размещением на сердечнике медных шайб, играющих роль короткозамкнутых витков (реле РП – 251, РП – 252).

Влияние на время подтягивания или опускания якоря короткозамкнутой обмотки или медного кольца на магнитопроводе можно пояснить следующим образом. Для того чтобы якорь реле подтянулся к сердечнику, усилие, создаваемое электромагнитом и обусловленное потоком Ф, должно быть равно или больше усилия противодействующей силы Fп, создаваемой пружиной,

,

где – коэффициент пропорциональности.

Для того чтобы якорь отошел от сердечника, надо, чтобы выполнялось условие.

,

где – коэффициент пропорциональности.

В момент включения реле ток, проходящий по обмотке реле, и, следовательно, поток в сердечнике, обусловленный этим током, изменяется от нуля до некоторого конечного значения (рисунок 5.2).Изменение происходит не сразу, а по экспоненциальному закону. В короткозамкнутой обмотке или медном кольце при изменяющемся потоке индуктируется ток, направленный противоположно току в обмотке. Ток тем больше, чем резче изменение потока во времени и чем меньше сопротивление короткозамкнутой обмотки

.

Ток возбуждает поток .Его направление в соответствии с правилом Ленца противоположно направлению основного потока . Поток размагничивает сердечник. Суммарный поток

,

определяющий силу притяжения, под воздействием потока уменьшается, а время, в течении которого поток достигает установившего значения, увеличивается, что и обусловливает замедление притяжения якоря, время срабатывания реле возрастает. Замедление отпадания якоря при обесточивании реле достигается при наличии короткозамкнутой обмотки за счет того, что при отключении реле резко уменьшается его магнитный поток. Вследствие этого в короткозамкнутой обмотке индуктируется ток, обусловливающий возникновение дополнительного потока, направленного согласно основному потоку и подмагничивающего сердечник. Суммарный магнитный поток поддерживается некоторое время на уровне, близком к начальному значению, что и обусловливает задержку отпадания якоря и, следовательно, замедление реле при возврате. Кроме того, на изменение времени срабатывания промежуточного электромагнитного реле можно влиять путем включения параллельно его обмотке контура R, С.

Проверка однополярных выводов обмоток реле с несколькими обмотками

Для этого после определения напряжения и тока срабатывания каждой обмотки в отдельности на одну из обмоток подается ток (напряжение), близкий к току (напряжению) срабатыванию, и в этом режиме определяется ток или напряжение срабатывания второй обмотки. Если новые значения будут меньше полученных ранее, то однополярными окажутся выводы обмоток, соединенные с одноименными полюсами источника питания. Однополярные выводы маркируются звездочкой *.

Читайте также:  Выпрямление тока высокой частоты

Рисунок 5.2 Влияние короткозамкнутой обмотки на работу реле при

включении а) — схема; б) — изменение магнитных потоков;

К – контакт пускового реле

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с устройством реле, зарисовать схему внутренних соединений и записать его технические данные.

2. Определить напряжение срабатывания реле и потребляемую мощность реле при .

3. Собрать схему (рисунок 5.3).

4. Постепенно увеличивая напряжение, при котором якорь четко притягивается к магнитопроводу, результаты сравнить с данными каталога

5. Уменьшая напряжение, замерить его значение, при котором якорь возвращается в исходное положение – напряжение возврата реле . Результаты записать в таблицу 5.1.

6. Определить значение коэффициента возврата

.

Рисунок 5.3 Схема испытаний промежуточных реле

Таблица 5.1 Результаты испытаний

(A) (B) (B) (B A)
0.019 0.54 3,1
0.018 0.64 2,77
0.020 0.59 3,32
Сред. 0.019 0.59

Отчет должен содержать:

Название работы, цель работы, схему испытаний, выполненную с помощью чертежных инструментов, с соблюдением ГОСТа, паспортные характеристики изучаемых реле схемы испытаний, результаты измерений и расчеты, ток, напряжение срабатывания и мощность промежуточного реле. Выводы по работе.

Источник

Проверка и регулировка реле в процессе эксплуатации

Проверка и регулировка реле в процессе эксплуатацииПри новом включении, а также после перемотки катушек, изменения конструкции или разборки реле промежуточные и указательные реле проверяют в следующем объеме:

а) производят внешний и внутренний осмотр и чистку реле,

б) проверяют состояние механизма и контактов реле и при необходимости производят их регулировку,

в) проверяют сопротивление в электрическую прочность изоляции токоведущих частей относительно магнитопровода,

г) проверяют напряжение или ток срабатывания и возврата, а для реле с удерживающей катушкой также ток или напряжение удерживания,

д) для многообмоточных реле определяют однополярные выводы обмоток,

е) проверяют время замедления на срабатывание и возврат для тех реле, для которых это замедление задано при выборе уставок или указано в инструкции по проверке защиты и автоматики, в схему которых входит проверяемое реле,

ж) проверяют взаимодействие и надежность работы реле при пониженном напряжении оперативного тока в полной схеме защиты.

При полных плановых проверках выполняют пункты а, б, в, е и ж.

При частичных плановых проверках, а также дополнительных и специальных проверках объем проверок устанавливают в зависимости от условий эксплуатации.

наладка реле

Промежуточные и указательные реле не имеют специальных приспособлений для изменения их тока или напряжения срабатывания и возврата и времени замедления. Поэтому эти параметры регулируют обычно изменением величины начального и конечного зазора между якорем и сердечником, изменением натяжения возвратных и контактных пружин и т. п. При этом одновременно изменяется и время замедления реле и напряжение или ток срабатывания и возврата. Поэтому регулировку механизма реле необходимо производить одновременно с проверкой его электрических характеристик.

При внешнем и внутреннем осмотре проверяют:

исправность кожуха, его крепление к цоколю и уплотнения между цоколем и кожухом,

исправность и качество уплотнения стекла,

состояние выводов реле, исправность резьбы винтов и втулок, целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие шайб и контргаек.

Проверку механизма реле необходимо начинать с тщательной очистки реле от пыли. Особо следует проверить отсутствие металлических опилок и стружек на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником. Пыль удаляют мягкой кистью, опилки — металлической пластинкой соответствующего размера.

Легким подергиванием и осмотром проверяют прочность лаек. Ненадежные и окислившиеся соединения паяют заново. Применение кислоты или паяльных составов не допускается. В качестве флюса рекомендуется канифоль. Паять следует припоем ПОС30 или ПОС40. Особое внимание надо обратить на тщательность облуживания спаиваемых деталей перед пайкой. Паять следует быстро, хорошо разогретым паяльником, чтобы не повредить изоляцию проводов сильным нагревом.

У реле с гибкими многопроволочными токоподводами проверяют отсутствие оборванных проволочек и надломов в пайках. При этом токоподводы должны быть достаточно гибки, не должны препятствовать движению механизма и при любом их положении не касаться крышки механизма реле.

Начальный и конечный зазоры между якорем и сердечником реле должны иметь нормальную величину. Величины зазоров проверяют на глаз. Если электрические характеристики реле (ток или напряжение срабатывания и возврата или время замедления) отклоняются от нормальных значений, то рекомендуется проверить зазоры щупом.

Проверяют начальное расстояние между замыкающими контактами, прогиб размыкающих контактов и замыкающих при их замыкании, проверяют одновременность замыкания и размыкания контактов.

Проверяют легкость хода механизма реле, отсутствие застреваний в любом положении, четкость возврата в исходное положение из любого промежуточного положения.

У реле, имеющих оси и подшипники, вынимают подшипники, проверяют исправность подшипников и концов осей осмотром через лупу.

Контакты, потерявшие свою правильную форму, заменяют новыми. Слегка подгоревшие контакты очищают надфилем и полируют. Помятые и погнутые контактные пружины выправляют или заменяют новыми.

Проверяют затяжку винтов и гаек, крепящих детали реле и выводы к втулкам цоколя. Винты, крепящие выводы внутри реле к втулке, и винты или шпильки для присоединения внешних проводов к реле не должны касаться друг друга внутри втулки.

электромагнитные реле

При регулировке тока и напряжения срабатывания и возврата, времени замедления и т. п. необходимо учитывать следующие основные положения:

при уменьшении начального зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание,

при уменьшении конечного зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение возврата и увеличивается замедление на возврат,

при ослаблении возвратной пружины уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание, а также уменьшается напряжение и увеличивается время возврата,

увеличение числа замыкающих контактов и увеличение давления их пружин увеличивает напряжение и уменьшает время возврата,

увеличение числа размыкающих контактов и давления их пружин увеличивает время я напряжение срабатывания.

Пользуясь этими основными положениями, можно для каждого типа реле подобрать удобный способ изменения его характеристик. При этом следует учитывать, что все эти изменения сильно сказываются на работе контактной системы реле. Ослабление возвратной пружины уменьшает надежность размыкающих контактов и ухудшает работу замыкающих контактов при разрыве тока нагрузки. Затяжка возвратной пружины увеличивает давление размыкающих контактов и облегчает разрыв тока нагрузки замыкающими контактами.

Поэтому для улучшения работы контактов целесообразно устанавливать максимально возможное натяжение возвратной пружины, обеспечивающее необходимые величины напряжения или тока срабатывания и возврата я время замедления. Изменение начального и конечного зазоров изменяет ход якоря и расстояние между замыкающими контактами.

Уменьшение этого расстояния ухудшает надежность разрыва дуги контактами. Поэтому выгоднее иметь максимально возможный ход якоря, а следовательно, и максимальное расстояние между разомкнутыми контактами.

На параметры реле влияет также количество работающих контактов и натяжение контактных пружин.

Рекомендуется следующий порядок проверки реле:

измерить и установить рекомендуемые заводами-изготовителями расстояния между якорем и сердечником, между контактами, проверить ход якоря, возможность перемещения якоря в разных направлениях и т. п.,

проверить электрические характеристики реле и, если они отклоняются от нормальных значений, отрегулировать реле в соответствии с указанными выше способами.

Источник