Меню

Схема контроля изоляции в цепях постоянного тока

Контроль изоляции

date image2015-04-08
views image4558

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Для поддержания изоляции в исправном состоянии не­обходимо осуществлять контроль за ее сопротивлени­ем, для чего применяют периодические и непрерывные ме­тоды ее измерения и испытания.

А) Измерение RM производят в отключенной установ­ке 1 раз в год, вне очереди при обнаружении дефектов, после ремонта. Измеренное сопротивление изоляции должно быть не ниже нормы Rиз³ Rиздоп .Для измерения ис­пользуют мегометры на соответствующие напряжения.

Б) Испытание изоляции повышенным напряжением про­изводят в отключенной установке при ремонтах электро­оборудования, а также при обнаружении повреждений. Этот метод эффективен для выявления местных дефектов и проверки электрической прочности изоляции, т.е.способности длительно выдерживать рабочее напряжение. В процессе испытания в течении 1мин подают напряже­ние Uисп в несколько раз (в соответствии с ПУЭ) превы­шающее рабочее Upaб.

В)Контроль изоляции без отключения рабочего напря­жения называется непрерывным.

Наиболее простым является метод трех вольтметров. В установках до 1000 В вольтметры подключаются непо­средственно к фазам и земле. При исправной изоляции, когда сопротивления всех фаз относительно земли оди­наковы, каждый из вольтметров покажет фазное напря­жение. Если сопротивление одной из фаз заметно умень­шится, то ее вольтметр покажет снижение напряжения, а два других — увеличение.

Рис.10. Схема контроля изоляции вольтметрами

При замыкании на землю фазы 1 ее вольтметр покажет нуль, а два других — линейные напряжения.

Недостатки этого метода следующие: схема не реаги­рует на симметричное снижение Rиз, всех трех фаз; схе­ма реагирует на изменения емкости Сиз.

Второй метод — метод наложения -постоянного опера­тивного тока; на рабочий наиболее распространен, т.к. отвечает всем требованиям, предъявляемым к схемам не­прерывного контроля изоляции. Источник постоянного оперативноготока Uист обеспечивает протекание тока утечки Iут, величина которого зависит от суммарного активного сопротивления изоляции контролируемой сети (Iут= f(Rиз)). При снижении сопротивления, любой из фаз ниже заданного значения Iут достигает тока уставки реле, реле срабатывает и своими контактами воздей­ствует на исполнительное устройство.

Рис.11. Схема непрерывного контроля изоляции оперативным током

Оперативный ток может быть обеспечен от посторон­него источника (как на схеме рис.11) или от выпрями­теля, исключенного к контролируемой сети (так назы­ваемые вентильные схемы) .

Преимущества этого метода следующие:

схема реагирует на симметричное и несимметричное снижение Rиз;

имеется сигнализация о снижении Rизниже Rиздоп; входное сопротивление схемы высокое, что обеспечи­вает надежность.

В сетях с заземленной нейтралью сопротивление изо­ляции незначительно влияет на ток поражения человека при прикосновении к голому проводу. Но и в этой сети контроль сопротивления необходим, т.к. предотвращает замыкания на землю и электрооборудование и повышает тем самым электробезопасность. Однако применение не­прерывного контроля в таких сетях связано с опреде­ленными трудностями.

Источник

Схема контроля изоляции в цепях постоянного тока

Контроль исправности схем автоматического управленияДля проверки и ускорения поиска неисправностей в сложных схемах автоматического управления разработаны и применяются специальные узлы схем контроля.

Контроль изоляции в цепях управления постоянного и переменного тока

Контроль изоляции в цепях постоянного тока может быть выполнен различными способами. Один из вариантов схемы показан на рис. 1. Используются два высокоомных вольтметра постоянного тока PV1 и PV2 (с внутренним сопротивлением 50—100 кОм). Средняя точка через поляризованное реле КР типа РП-5 (0,4—1,6 мА) заземлена.

Если изоляция исправна, оба вольтметра показывают половину напряжения сети. При ухудшении изоляции показания одного из вольтметров уменьшаются, а другого увеличиваются. В цепи реле КР появляется ток. При полном пробое изоляции одного из полюсов вольтметр, присоединенный к этому полюсу, показывает нуль, а второй вольтметр показывает полное напряжение сети. Реле КР срабатывает и сигнализирует нарушение изоляции.

Кнопки SB1 и SB2 служат для поочередного измерения состояния изоляции каждого полюса: при нажатии, например, кнопки SB2 создается цепь: зажим (+) сети — вольтметр PV1 — изоляция отрицательного полюса — зажим (—) сети. Кнопка SB3 служит для проверки исправности реле КР. Сопротивление резистора R=75 кОм (0,25 Вт).

Второй вариант схемы контроля изоляции в цепях постоянного тока показан на рис. 2. Сопротивления резисторов R1 и R2 равны 40 кОм. Реле сигнализации КН1 и КН2 — типа ПЭ-6 (220 В). Миллиамперметр мРА со шкалой 30—0—30 мА служит для измерения изоляции. Переключатель SM позволяет судить о состоянии изоляции каждого полюса, что особенно важно при одновременном одинаковом ухудшении изоляции обоих полюсов, когда реле не срабатывает.

Для контроля изоляции в цепях переменного тока используют различные методы:

— фиксацию несимметрии фазных или линейных напряжений,

— измерение тока нулевой последовательности, возникающего при появлении в сети тока утечки через проводимость изоляции фаз на землю (в сетях с глухим заземлением нейтрали трансформатора), и др.

Контроль изоляции в цепях постоянного тока (схема с двумя вольтметрами)

Рис. 1. Контроль изоляции в цепях постоянного тока (схема с двумя вольтметрами)

Контроль изоляции в цепях постоянного тока (схема с миллиамперметром и двумя реле)

Рис. 2. Контроль изоляции в цепях постоянного тока (схема с миллиамперметром и двумя реле)

Схемы поиска неисправностей

Различные варианты схем ускоренной проверки сложных релейно-контактных схем приведены на рис. 3. Целесообразность применения той или иной схемы должна определяться с учетом сложности контролируемой цепи управления.

Схемы поиска неисправностей

Рис. 3. Схемы поиска неисправностей

Схема рис. 3, а содержит искатель повреждений — переключатель S и одну сигнальную лампу HL. Сопротивление резистора R выбирается таким, чтобы при разомкнутых при нормальной работе контактах проверяемых реле автоматики К1—КЗ лампа HL горелав полнакала.

При возникновении неисправности в схеме последовательно замыкаются контакты искателя повреждений S, присоединенные к соответствующим контактам проверяемых аппаратов. Если катушка одного из реле неисправна, его контакт замкнут, резистор R шунтируется и лампа HL загорается ярким светом.

В схеме рис. 3, б для поиска неисправностей применены контрольные кнопки управления. Контакты проверяемых аппаратов (реле автоматики KL К2, путевых выключателей SQ1—SQ3 и т. п.) включены последовательно в цепи реле К. Исправность этой цепи фиксирует лампа HL. Если лампа не горит, то, последовательно нажимая на кнопки управления SB1—SB3, находят место неисправности в схеме.

На рис. 3, в представлена схема поиска места неисправности с включением сигнальных ламп во все точки контролируемой цепи исполнительного аппарата, например контактора КМ. Чтобы не было мигания ламп во время работы механизмов, в схему введено контрольное реле К. При возникновении неисправности оператор нажимает кнопку SB. Реле К срабатывает и подключает к контролируемым точкам лампы НL1—HL4. Если, например, лампы НL1 и HL2 не горят, a HL3 и HL4 горят, это свидетельствует о том, что контакт путевого выключателя SQ2 разомкнут.

Читайте также:  Ток намагничивания вторичных обмоток трансформатора тока

В схеме рис. 3, г каждый контролируемый контакт (K1—К5) шунтируется сигнальной лампой (НL1—HL5). Если контрольное реле К в определенный момент времени оказывается не включенным, на место неисправности указывает горящая лампа, не зашунтированная контактом неисправного реле. Параметры реле К и ламп НL1—HL5 в данной схеме выбираются таким образом, чтобы через лампу реле К не включалось.

Схема поиска неисправности с одной лампой HL и искателем повреждений S, включенным непосредственно в контролируемой цепи, показана на рис. 3, д. Если исполнительное реле не включилось, переключая искатель S, находят место разрыва цепи и контакт вышедшего из строя аппарата.

В схемах с большим числом последовательно включенных контактов для ускорения поиска неисправностей иногда применяют шаговые искатели (рис. 3, е).

При нажатии кнопки «пуск» SB1 катушка электромагнита YA шагового искателя S включается через первое поле S.1 и самопрерывающийся контакт S.3. Искатель приходит в движение. Через контакты первого поля 1—п и контакты проверяемых аппаратов в рабочей цепи схемы управления К1—Кп электромагнит YA периодически включается, вызывая движение щетки по контактам до тех пор, пока на каком-либо из контактов в проверяемой цепи контактора КМ не появится разрыв.

Одновременно с движением щетки первого поля щетка второго поля S.2 через размыкающий контакт реле возврата К последовательно замыкает цепи сигнальных ламп HL1—HLn в момент остановки искателя S горит одна из ламп, указывая место неисправности.

Для возврата шагового искателя в исходное положение нажимают кнопку возврата SB2. Реле К самоблокируется и включает шаговый искатель, который вновь приходит в движение. После возврата щетки искателя S в исходное положение открывается контакт S.4, шаговый искатель и реле К отключаются. В исходном положении искателя загорается лампа HL0.

За рубежом находят применение контрольные панели поиска неисправностей, содержащие гнезда, соединенные с соответствующими точками реальной монтажной схемы автоматической линии. Дежурный электрик быстро находит место неисправности, прикасаясь поочередно к контрольным гнездам специальным щупом, соединенным через сигнальную лампу с источником питания цепи управления. Время поиска неисправности сокращается в среднем на 90%.

Контроль исправности сигнальных ламп

Для контроля исправности сигнальных ламп используют два метода:

1. непрерывное свечение лампы вполнакала при отсутствии сигнала, когда сигнальное реле КН отключено (рис. 4, а);

2. периодическое включение ламп с помощью реле контроля (показано на рис. 4, б на примере узла сигнализации с питанием от шины мигающего света ШМС). Для проверки ламп нажимают кнопку SB. Эту схему используют обычно при большом числе сигнальных ламп.

Источник



Обслуживание источников оперативного тока — Схемы аккумуляторных установок и распределения оперативного тока

Содержание материала

  • Обслуживание источников оперативного тока
  • Аккумуляторные батареи
  • Преобразователи энергии
  • Схемы аккумуляторных установок и распределения оперативного тока

На подстанциях эксплуатируются аккумуляторные батареи с элементным коммутатором или без него. Схема установки с элементным коммутатором представлена на рис. 6.8. В ней имеется зарядный двигатель-генератор 1 и подзарядное выпрямительное устройство 5 . Элементный коммутатор 2 обеспечивает постоянство напряжения на шинах постоянного тока при заряде и разряде аккумуляторов. Он состоит из изолирующей плиты с расположенными на ней контактными пластинами, к которым подсоединены отводы от соединительных полос аккумуляторов. По пластинам и соответствующим шинам скользят щетки разрядная 3 и зарядная 4 . Они приводятся в движение вручную или от небольшого электродвигателя, управляемого дистанционно или с помощью устройства регулирования напряжения (АРН). Изменение числа подключенных к шинам постоянного тока аккумуляторов (регулирование напряжения) происходит без разрыва цепи тока и закорачивания аккумуляторов благодаря особой конструкции коммутаторов. В нормальном режиме работы при наличии подзарядного устройства разрядная щетка коммутатора (через нее теперь проходит небольшой подзарядный ток IПЗ ) устанавливается на 107-м элементе, чем обеспечивается на шинах напряжение 230 В. Концевые аккумуляторы с порядковыми номерами 108-125 не подзаряжаются. Они используются только в случае исчезновения напряжения на шинах с. н. подстанции и отключения подзарядного устройства.
На рис. 6.9 представлена схема аккумуляторной батареи без элементного коммутатора с ответвлениями от батареи для питания потребителей с различными требованиями к значению напряжения на шинах. При нормальной работе установки выпрямитель VS питает всех потребителей и подзаряжает всю батарею током IПЗ . Ответвление от аккумулятора с порядковым номером 108 дает возможность поддерживать на шинах напряжение около 230 В. В тех режимах работы (например, дозарядке), когда напряжение на элементах возрастает, а требования к значению напряжения остаются прежними (на шинах управления 230 В), предусмотрено ответвление от 100-го элемента батареи. Переключателем SA к шинам управления подключают 100 элементов, и напряжение на шинах будет равно 2,3×100=230 В. Некоторое повышение напряжения по сравнению с номинальным на шинах питания силовой нагрузки не представляет опасности для мощных приводов выключателей, так как при их срабатывании напряжение на шинах мгновенно понижается.

Схема аккумуляторной установки с элементным коммутатором
Рис. 6.8. Схема аккумуляторной установки с элементным коммутатором:
I — цепи управления; II — аварийное освещение; III — силовые цепи (электромагниты включения); — ток нагрузки; IПЗ — ток подзаряда
Схема аккумуляторной установки без элементного коммутатора, работающей в режиме постоянного подзаряда
Рис. 6.9. Схема аккумуляторной установки без элементного коммутатора, работающей в режиме постоянного подзаряда:
I, II, III, Iпз — то же, что на рис. 6. 8

Дня формирования пластин и глубоких перезарядов предусматривают передвижной двигатель-генератор, который при необходимости доставляют на подстанцию.
Схема распределения оперативного тока. От шин постоянного тока отходят цепи, питающие группы электроприемников различного назначения. Цепи управления, сигнализации и аварийного освещения обычно защищаются автоматическими выключателями, цепи питания электромагнитов включения — предохранителями.
При централизованном распределении оперативного тока для питания силовых цепей выключателей вблизи их приводов имеются шинки постоянного тока, соединенные между собой кабелями по кольцевой схеме (рис. 6.10). Для надежности питания кольцо секционируется при помощи установленных в шкафах секционных рубильников Р1-2, Р3-4 . Секции кольца питаются от шин постоянного тока отдельными линиями. Аналогичные схемы выполняются для каждого РУ.
Питание цепей управления и сигнализации обычно осуществляется по схеме, показанной на рис. 6.11. Над панелями щита управления прокладываются шинки управления +ЕС1, -ЕС1, +ЕС2, -ЕС2 , шинки сигнализации +ЕН, -ЕН и шинка мигающего света (+)ЕР . Если на щите управления несколько рядов (секций) панелей с мнемосхемами РУ разных напряжений, то шинки разделяются на участки и располагаются над каждым рядом. Участки соединяются между собой кабельными перемычками через рубильники S4-S7 и S11-S14 . Участки шинок могут соединяться в кольцо, но обычно делятся примерно на равные части, каждая из которых получает питание от соответствующей секции щита постоянного тока. Секционирование шинок на щитах постоянного тока выполняется для повышения надежности питания нагрузки и резервирования питающих линий в случае их повреждения и отключения.
Питание цепей управления отдельных присоединений осуществляется через предохранители или автоматические выключатели и переключатели, с помощью которых питание каждой цепи может отключаться или переводиться на питание от шинок ЕС1 или ЕС2. Цепи сигнализации получают питание через переключатели, имеющие два положения: «Включено» и «Отключено».

Читайте также:  Анимация тока для презентации

Схема питания электромагнитов включения приводов выключателей на открытом РУ 110 кВ

Рис. 6.10. Схема питания электромагнитов включения приводов выключателей на открытом РУ 110 кВ

Контроль изоляции цепей постоянного тока.

В процессе обслуживания установок постоянного тока необходимо следить за состоянием изоляции токоведущих частей относительно земли. Понижение сопротивления изоляции на одном полюсе может привести к образованию обходных цепей через землю и самопроизвольному включению или отключению коммутационных аппаратов и просто ложным сигналам, дезориентирующим персонал. Для непрерывного контроля за состоянием изоляции применяются специальные устройства (рис. 6.12), позволяющие в любой момент измерить сопротивление изоляции, а при значительном понижении его на одном полюсе (до 20 кОм в установках напряжением 220 В и 10 кОм при напряжении 110 В) привлечь внимание персонала звуковым и световым сигналами. Следует заметить, что при симметричном понижении сопротивления изоляции на обоих полюсах устройство не работает. Устройство контроля изоляции подключается к шинам постоянного тока. Оно выполнено по принципу моста с гальванометром в одной диагонали. При равенстве сопротивлений изоляции полюсов (R (+)=R (-)) мост уравновешен и напряжение на диагонали моста равно нулю. При понижении изоляции одного полюса равновесие моста нарушается и в диагонали появляется ток, вызывающий срабатывание сигнального реле KV . По гальванометру, шкала которого градуируется в омах, оценивается сопротивление изоляции полюсов.
Понижение изоляции каждого полюса определяется поочередным нажатием кнопок К (+) и К (-). Сопротивление изоляции полюсов относительно земли для всех электрически связанных цепей постоянного тока должно поддерживаться на уровне не ниже 1МОм.
Изоляция цепей переменного оперативного тока также контролируется с помощью специальных устройств, выполненных по схемам измерительных мостов.
Определение места повреждения изоляции цепей постоянного тока. Не существует специальных приборов и устройств, с помощью которых можно было бы определить место нарушения изоляции или замыкание цепи на землю. Методика отыскания места повреждения изоляции носит визуальный характер.
Поиск производится путем разделения сети постоянного тока секционирующими аппаратами на независимые участки, каждый из которых питается от отдельного источника (один — от аккумуляторной батареи, другой — от двигатель-генератора или выпрямительной установки). При этом проверяется сопротивление изоляции цепей каждого участка, и таким образом сразу же выявляется участок, от шинок которого питается цепь с поврежденной изоляцией. Далее, поочередным переключением цепей с одного участка на другой, либо кратковременным снятием напряжения с отдельных цепей, устанавливается цепь, имеющая повреждение изоляции. Цепь определяется наблюдением показаний устройства контроля изоляции после выполнения каждой операции переключения или отключения той или иной цепи. Очевидно, что в поиске желательно участие двух лиц: одно — проводит операции с рубильниками, переключателями, автоматическими выключателями цепей, второе — наблюдает за показателями прибора контроля изоляции.
Выявленная цепь с пониженным сопротивлением изоляции или с замыканием на землю переводится на автономное питание от резервного источника, если имеется такая возможность.
Само место повреждения изоляции цепи далее обнаруживается визуально, а также путем отключения цепи, деления ее на части и измерения мегомметром сопротивления изоляции каждого ее участка. Визуальному осмотру подлежат открытые для наблюдения участки цепей, например цепи в приводах выключателей, сборки постоянного тока и т.д.

Схема питания цепей управления и сигнализации подстанции

Рис. 6.11. Схема питания цепей управления и сигнализации подстанции:

SA1-SA6 — переключатели; S1-S19 — рубильники; S20 — секционный рубильник

Схема устройства непрерывного автоматического контроля состояния изоляции цепей постоянного оперативного тока

Рис. 6.12. Схема устройства непрерывного автоматического контроля состояния изоляции цепей постоянного оперативного тока

К поиску повреждений изоляции в цепях управления и защит привлекаются работники служб релейной защиты, автоматики и измерений (РЗАИ). Последовательность операций устанавливается местной инструкций. Целесообразно начинать операции с менее ответственных цепей (сигнализации, телемеханики, связи) и заканчивать более ответственными (управления, релейной защиты и автоматики).
Если в процессе поиска ни на одной из цепей не будет обнаружено повреждение изоляции, следует предположить, что повреждение может быть на источнике питания или на шинках постоянного тока. В этом случае необходим их тщательный осмотр.

Источник

4-2. Постоянный оперативный ток

а) Источники и схемы питания

Основными источниками постоянного оперативного тока являются аккумуляторные батареи с зарядными устройствами [Л. 23—26|. Стандартными величинами номинальных напряжений постоянного оперативного тока приняты 24, 48, 110 и 220 В.

Для питания устройств релейной защиты и автоматики, управления выключателями, аварийной и предупредительной сигнализации, а также других установок, требующих питания от независимого источника постоянного тока, создается специальная распределительная сеть (рис. 4-1). Для заряда аккумуляторных батарей используются полупроводниковые или ртутные выпрямители или зарядные агрегаты, состоящие из асинхронного электродвигателя и генератора постоянного тока.

Для обеспечения надежного питания оперативным током ответственных устройств распределительная сеть делится на отдельные участки, чтобы повреждение на одном из них не нарушало работу других [Л. 23, 25].

Все потребители постоянного оперативного тока делятся по степени их ответственности на несколько категорий. Наиболее ответственными потребителями являются цепи оперативного тока релейной защиты, автоматики и управления выключателями. Эти цепи питаются от отдельных шинок управления (рис. 4-1), которые для повышения надежности делятся на несколько секций. Каждая секция шинок управления питает цепи релейной защиты, автоматики и управления определенного участка, например выключателей 110 кВ, 35 кВ и т. д. Между секциями установлены рубильники, позволяющие производить питание от соседней секции при повреждении питающей линии.

На каждой линии, отходящей от шин аккумуляторной батареи, установлены рубильники и плавкие предохранители П, исправность которых непрерывно контролируется сигнальными лампами или реле (на рис. 4-1 не показаны).

Читайте также:  Реле высокого тока w211

От шинок управления питание на цепи релейной защиты, автоматики и управления подается через отдельные предохранители ПУ для каждого выключателя. Контроль исправности этих предохранителей осуществляется непосредственно в схемах управления выключателей.

Цепи сигнализации также часто питаются от отдельных шинок сигнализации. Однако ввиду меньшей ответственности они делятся па меньшее количество секции, например две. В тех случаях, когда отдельные шинки сигнализации не предусматриваются, питание цепей сигнализации производится от цепей управления через отдельные предохранители.

В цепях управления ток проходит кратковременно во время включения или отключения выключателей и составляет примерно 5—10 А. Поэтому проводка цепей управления выполняется кабелем и проводом сечением 1,5—2,5 мм 2 .

Номинальный ток плавких вставок предохранителей выбирается по формуле (2-12) и проверяется условие, что ток при коротком замыкании в наиболее удаленной точке в 5—10 раз больше номинального тока плавкой вставки. При определении величины тока, который может проходить через предохранитель, необходимо учитывать все реле защиты и автоматики, сигнальные лампы, отключающие электромагниты, и контакторы включения, ток которых может одновременно проходить через предохранитель.

Ток короткого замыкания определяется по формуле

где е — э. д. с. одного элемента батареи, В; rэ — внутреннее сопротивление одного элемента, Ом; n — число элементов в цепи разряда, шт.; rЦ — сопротивление цепи от шин батареи до места короткого замыкания в оба конца, Ом.

Средние значения е и rэ для одного элемента аккумуляторов типов С-1 и СК-1 составляют: для разряженного состояния ер =1,8 В, rЭ.Р. = 0,006 Ом, для заряженного состояния еЗ= 2,1 В, rЭ.З. = 0,0046 Ом.

Сопротивления элементов аккумуляторов других типов определяются делением указанных значений на номер батареи.

Сопротивление цепи определяется по известной формуле

где l — расстояние по трассе кабеля от шин батареи до места короткого замыкания, м; — удельная проводимость, равная 57 для меди и 34 для алюминия; S — сечение жил кабеля, мм 2 .

Отдельные шинки и цепи выполняются для питания обмоток включающих электромагнитов масляных выключателей. Ток в этих цепях проходит кратковременно, но достигает больших величин (до 400 А). Поэтому сечение кабелей выбирается таким, чтобы падение напряжения в них не превосходило допустимой величины и напряжение на обмотках включающих электромагнитов не снижалось ниже 70% номинального. Предохранители ПВ в этих цепях предназначены для отделения поврежденного участка от батареи и для защиты обмоток включающих электромагнитов от длительного прохождения тока, на которое они не рассчитаны. Номинальный ток плавкой вставки определяется по формуле (2-12).

Остальные потребители постоянного тока: аварийное освещение, » мелкие электродвигатели и т. п. — также питаются от отдельных шинок и самостоятельной сети.

б) Контроль изоляции сети постоянного тока

Нарушение изоляции относительно земли сети постоянного тока может привести к образованию обходных цепей и ложным отключениям оборудования (см. гл. 14). Поэтому все установки постоянного тока оборудуются устройствами непрерывного контроля состояния изоляции сети постоянного тока относительно земли [Л. 25, 27].

Схема простейшего контроля, приведенная на рис. 4-2, состоит из двух вольтметров, включенных между каждым полюсом и землей.

В нормальных условиях, когда сопротивления изоляции каждого полюса относительно земли одинаковы, т. е. напряжение каждого полюса относительно земли равно половине напряжения между полюсами, т. е.

Если один из полюсов, например плюс, замкнется на землю, т. е. то соответственно напряжение также станет равным нулю, а напряжение возрастет до полного напряжения между полюсами, т. е.

Следовательно, при понижении сопротивления изоляции на одном из полюсов напряжение этого полюса относительно земли, нормально равное 0,5U, понижается, а напряжение другого полюса относительно земли увеличивается на ту же величину.

Для обеспечения достаточной чувствительности схемы сопротивление вольтметров должно быть соизмеримо с сопротивлением изоляции сети постоянного тока относительно земли. Удовлетворительные результаты получаются при сопротивлении вольтметров 50—100 тыс. Ом.

При помощи кнопок и вольтметров можно определить величину сопротивления изоляции сети относительно земли. Для этого поочередно размыкаются кнопки и записываются показания вольтметров . По полученным значениям напряжений и зная сопротивление вольтметров rB, определяют сопротивление изоляции сети относительно земли по формулам:

В эксплуатации используются различные устройства контроля изоляции сети постоянного тока относительно земли как периодического, так и непрерывного действия. Схема одного из устройств непрерывного автоматического контроля приведена на рис. 4-3. Устройство состоит из двух равных по величине сопротивлений r1 и r2, двустороннего магнитоэлектрического микроамперметра и поляризованного реле РП. Из рис. 4-3, б видно, что сопротивления r1 и r2 образуют с сопротивлениями схему мостика, и диагональ которого между точками a и б включены прибор и реле (на рис. 4-3, б для упрощения показан только прибор). Если сопротивления изоляции полюсов относительно земли одинаковы, т. е. то напряжение между точками a и б мостика равно нулю и ток через прибор не проходит.

При понижении сопротивления изоляции на минусе, т. е. при уменьшении потенциал точки б станет ниже потенциала точки а и через прибор и реле пойдет ток в направлении от точки а к точке б, что вызовет соответствующее отклонение стрелки прибора и срабатывание реле. При понижении сопротивления изоляции на плюсе ток будет проходить в противоположном направлении и, следовательно, отклонение стрелки прибоа также будет противоположным.

Симметричное понижение сопротивления изоляции на обоих полюсах можно обнаружить по прибору при поочередном нажатии кнопок . При этом прибор, отградуированный непосредственно в килоомах, укажет величину сопротивления изоляции полюсов относительно земли.

в) Оценка постоянного оперативного тока

Аккумуляторные батареи являются наиболее надежными источниками оперативного тока. Поэтому они широко применяются на электростанциях и подстанциях для питания оперативных цепей релейной защиты, автоматики и управления выключателями. Однако аккумуляторные батареи имеют высокую стоимость, требуют специальное помещение, зарядное устройство; обслуживать их должен квалифицирован-ныи персонал. Кроме того, выполнение распределительной сети постоянного тока требует затрат большого количества контрольного кабеля. Поэтому наряду с применением аккумуляторных батарей все более широкое распространение получает питание оперативных цепей от источников переменного тока.

6 Июнь, 2009 43904 ]]> Печать ]]>

Источник