Меню

Социальные напряжения возрастали происходит критика классической рациональной философии

Критики классической философии и ее защитники

40—50-е годы XIX века стали переломными в том смысле, что все определеннее сказывалась потребность в новых, неклассических тинах философствования. Одной из первых и наиболее развитых форм новаторской философии, критически переосмыслившей классику, было философское учение К. Маркса, Ф. Энгельса, а впоследствии — В. И. Ленина. Развивая далее общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, марксистская философия разработала новую концепцию мира, человека, разума, познания, науки, общества и его исторического прогресса. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин поддержали идею классики о развитии философии как науки, но отвергли ее претензию на роль «науки наук». Они видели в науке и философии очень важное, но отнюдь не всесильное духовное оружие, которое может и должно быть использовано в процессе революционно-практического преобразования мира и подчинено задачам осуществления такого преобразования во имя человека и человечества.

Наряду с марксистской философией, а порою и в противовес ей начали формироваться нетрадиционные ориентации в немарксистской мысли. Принципиальное различие между марксистской и немарксистской философией в этом отношении состояло в следующем. Марксистская философия, будучи новой, то есть неклассической, формой философствования, никогда не разделяла антиклассические ориентации. А вот первые попытки переосмысления классики в немарксистской мысли предстали именно в качестве антиклассических подходов, граничивших с прямым нигилизмом в отношении философской классики. Наиболее крупные фигуры, выразившие эти тенденции,— датский философ С. Кьеркегор (1813 — 1855) и немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900). Ими было положено начало идейному движению, которое стало особенно сильным в XX веке, не утратив своего влияния до сего времени.

Критика классической мысли стала составной частью процесса кардинальной переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной цивилизации. Название нашумевшего в свое время произведения О. Шпенглера (1880—1936) «Закат Европы» (1918) можно понять и как своего рода краткое обозначение основной тенденции «философии кризиса», которая выступает и во множестве современных вариантов. Антиклассическую установку этой философии с предельной четкостью выдвинул известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет. По его мнению, европейский кризис может быть диагностирован как кризис всей классики.

Антиклассические ориентации в XIX и XX столетиях не являются единственными. Им постоянно противостояло и противостоит то несколько ослабевающее, то вновь усиливающееся, но всегда довольно мощное идейное движение, направленное на защиту и развитие традиций философской классики. Причина его влияния кроется прежде всего в самой философии, в ее органической связи с историей философской мысли. Но немалую роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы резко, порою нигилистически отвергают прежние (пусть и весьма разнородные) ценности и традиции, другие философы горячо берут их под защиту, ибо находят в них и способ сохранения самой философии, и идейно-нравственную опору во времена кризиса. Вот почему в конце XIX — начале XX века, когда формировался «радикальный нигилизм» Ф. Ницше, идеи о необратимом кризисе цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философские направления, открыто объявившие своей целью сохранение классического наследия. Под лозунгами: «Назад к Канту» родилось неокантианство. Возникшее еще в 60-х годах XIX века, оно затем было представлено двумя основными философскими школами — марбургской: Г. Коген (1842-1918), П. Натори (1854-1924). Э. Кассирер (1874 — 1945) и фрейбургской (баденской): В. Виндельбанд (1848—1915), Г. Риккерт (1863—1936). Примерно в эти же годы под лозунгом: «Назад к Гегелю» формируется и неогегельянство. Наиболее видные его представители — немецкие философы Р. Кронер (1884-1974), Г. Лассон (1862-1932), итальянские философы В. Кроче (1866 — 1952), Дж. Джентиле (1875— 1944). «Абсолютный идеализм» английского философа Ф. Врэдли (1846 1924), американского — Дж. Ройса (1855 — 1916) также был связан с «критическим возрождением» гегельянства. В 40— 50-е годы большое влияние имели французские гегельянцы Ж. Валь (1888-1974), А. Кожев (1902-1968), Ж. Ипполит (1907-1968) и др.

Читайте также:  Напряжение мышц живота беременной

Стремление сохранить классические корни философии провозгласило также влиятельное течение религиозной философии, возникшее в 70-х годах XIX века и получившее название неотомизма (от лат. написания имени Фомы Аквииского — Томас). Это направление существует и в наши дни и поддерживается католической церковью. Наиболее известные неотомисты XX века — Ж. Маритен (1882-1973), Э. Жильсон (1884-1978). Но еще более влиятельными в XX веке были авторы, которые придерживались некоторых устоев неотомистской мысли, но в философии шли своими путями, за что были осуждаемы официальными кругами католичества (Г. Марсель, 1889 — 1973; П. Тейяр де Шарден, 1881-1955; и др.).

Впоследствии вновь не раз обострялась эта идейная дихотомия (то есть противостояние крайностей): наплывали и откатывались волны радикальной, даже нигилистической критики классического философского мышления — ив противовес им возникали ответные волны интереса к наследию классической мысли, на гребне которых поднималась также и консервативно-традиционалистская, догматическая пена. Так, в 70—80-е годы значительно усилился интерес к Платону и Аристотелю (к античности вообще), к Фоме и особенно к Августину (к средневековью вообще), к Спинозе, Гоббсу, Шеллингу, Ницше. Но, пожалуй, наиболее популярными из классических философов остаются Кант и Гегель, вокруг изучения наследия которых строится работа довольно большого числа философов, влиятельных кантовских и гегелевских обществ (с их стабильными изданиями, конгрессами и т. д.). Не следует думать, что это чисто академическая деятельность, интересная лишь кантоведам или гегелеведам: классическая философия служит здесь материалом и основанием для столкновения позиций по таким коренным вопросам, как роль философии в познании современного мира, диалектика природы и общества, сущность человека и т. д.

Важно отметить, что наиболее развитые философские концепции XX века, которые были задуманы как неклассические и в определенной мере были таковыми, все же сохраняли связь с классической мыслью. Ныне признаны «классиками» и виднейшие философы XX века — особенно популярны А. Бергсон, Э. Гуссерль, 3. Фрейд, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Д. Дьюи, А. Н. Уайтхед, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Г. Гадамер, К. Леви-Строс и др. (Характеристика идей названных мыслителей и представляемых ими направлений будет дана в ходе дальнейшего изложения.)

Читайте также:  Какие трансформаторы позволяют плавно изменять напряжение выходных зажимах

Таким образом, на протяжении нашего столетия в немарксистской мысли велась и ведется борьба идейных движений, крайними полюсами которой являются «радикальный нигилизм» и догматический, консервативный традиционализм. Вместе с тем все яснее обнаруживается, что сама по себе дихотомия антитрадиционализма и традиционализма весьма условна. Ведь даже за вывеской «радикального нигилизма» подчас скрывается избирательное отношение к классике (например у Ф. Ницше — культ особым образом истолкованной античности, у «левых радикалов» 60—80-х годов — реставрация традиций европейской мистики, оживление древних восточных учений и т. д.). В свою очередь, философы противоположных (по форме «традиционалистских») направлений нередко используют работу над философским наследием во имя выработки новых неклассических идей и подходов.

Итак, в философии на рубеже XIX—XX веков и в первые десятилетия нашего столетия происходили довольно интенсивные процессы переосмысления классики. В «духовном повороте», направленном на видоизменение классических подходов, участвовала и философская мысль, развивавшаяся в России.

Источник



Характеристика философии конца 19 и 20 веков

Примерно с середины XIX в. философия начинает претерпевать значительные изменения. Их причинами явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий, а также особенности философского мышления Нового времени.

В классической философии XVII – начала XIX в. господствовала рациональная парадигма. Ее важнейшая идея – это принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко, не только как индивидуальный человеческий, но и как внеиндивидуальный – Мировой Разум, Божественный Разум, – а природные законы и духовная культура – как отделённые от конкретного индивида реалии.

Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами (божественными, природными, духовными и т.д.).

Преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком (гносеологический оптимизм) с помощью разума или чувственного опыта, результаты которого осмысливает опять разум.

Философы не сомневались, что используя полученные знания, возможно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать.

При этом следует заметить, что наука к тому времени (18-начало 19 вв.) отказалась от ряда идей эзотерической и религиозной философии, с которой она решительно разрывала свои связи. Распространялся механистический материализм. Научное и общественное сознание продолжало отходить от универсальных этических принципов.

Но научная и социально-историческая действительность оказалась намного сложнее и неоднозначнее.

Общественные процессы мало оправдывали надежды на торжество научного «просвещённого разума». Заметного усовершенствования общества и человека не происходило. Наоборот, казалось, что человечество отказывается решать свои проблемы разумно. Социальные напряжения нарастали. В Европе, и не только в ней, шли бесконечные войны. Австрия воевала с Италией, Англия и Франция – с Китаем, Россия – с Турцией, Пруссия – с Францией. Параллельно то и дело вспыхивали восстания и революции. Не смотря на развитие науки и промышленности, свирепствовали голод и эпидемии, обрушивались периодические экономические кризисы.

Читайте также:  Если напряжение меньше 160

С середины 19 века всё сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности усовершенствования общества. Распространялись убеждения в относительности истины. А новые научные открытия в физике микромира интерпретировались в духе отказа от принципа детерминизма – важнейшего основания науки.

Всё это подмывало устои классической философской парадигмы.

Классический рационализм рушился. Начались поиски новых идей, подходов и концепций миропонимания. В середине 19 века появились новые философские направления, которые получили развитие в 20 веке. А некоторые продолжают развиваться и в 21 веке.

В целом в философии XIX–ХХ вв. можно выделить следующие линии развития:

– критика и отказ от классического рационализма. Эта линия проявилась в возникновении и развитии таких направлений, как экзистенциализм, философия жизни, интуитивизм. Эти направления относятся к иррациональной философии. В них на первый план выходят иррациональные феномены, такие как «воля» (Шопенгауэр, Ницше); «жизненный порыв», «интуиция» (Бергсон)» «жизнь», «страх», «вина» (Кьеркегор); «бессознательное», «инстинкты» (Фрейд).

— продолжение и развитие рационализма. Эта линия выразилась в позитивизме и марксизме. Здесь рациональная парадигма не отрицается, а подвергается критическому переосмыслению и модернизации. Так в марксизме акцент делается на материализме, диалектике и практической деятельности человека. В позитивизме провозглашается отказ от умозрительной метафизики и развитие строгого научного знания.

К направлениям, продолжающим рациональную линию также можно отнести:

неокантианство (философское движение за возрождение учения И. Канта. Возникает в 60-е годы XIX в. развивалось на базе двух философских школ: марбургской (Наторн, Кассирер) и фрейбургской (баденской) (Виндельбанд, Риккерт);

-неогегельянство(философское движение за возрождение учения Г. Гегеля (Кронер, Лассон, Кроче, Джентиле). Возникает примерно в 60-е годы XIX в. В некотором смысле сюда примыкает «абсолютный идеализм» (Брэдли, Ройс).

неотомизм (переосмысленная философия Фомы Аквинского. Возникает в 70-е годы XIX в. Видные представители: Маритен, Жильсон, Марсель, Тейяр де Шарден).

— третья (синтетическая) линия развития философии (синтез классической рациональной и иррациональной философии, научных и религиозных теорий) была связана с такими идейно-философскими течениями, как:

– теософия (Блаватская), возникает в последней четверти XIX в.;

Учение Храма (Ла Дью), возникает в первой четверти ХХ в.;

Учение Живой Этики (Агни-Йога) (семья Рерихов), возникает в первой половине ХХ в.

Все три отмеченных учения восходят к эзотерической традиции познания. В этих учениях различные познавательные парадигмы не противопоставляются друг другу, а объединяются. Рационализм дополняется элементами иррациональной философии. Этические основы религиозных учений дополняются научным методом познания – объективным и достоверным.

Источник