Социальное регулирование: понятие, цели, структура. Социальные регуляторы.
Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок в обществе не означает отсутствие конфликтов. Конфликты будут в силу того, что у людей существуют разные интересы. Порядок в обществе означает, что созданы нормы, регулирующие общественные отношения, определяющие требуемое или допустимое поведение людей, а также цивилизованный порядок разрешения конфликтов и возмещения вреда.
Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому.
Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.
Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.
В их числе выделяют следующие:
1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)
2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей)
3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей)
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы.
Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директивный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.
Источник
3. Основные социальные регуляторы.
Во-первых, мораль – форма общественного сознания, фиксирующая модель должного поведения. Ее нормы базируются на определенных ценностях и санкционируют многие общественные устои, регулируют поведение человека в различных сферах общества. Нормы морали претендуют на абсолютность, не терпят исключений, однако являются все же рекомендательными, их исполнение поддерживается силой общественного воздействия, духовным авторитетом. В морали громадное значение имеет самосознание личности, позволяющее человеку самому контролировать свое поведение, принять моральные нормы к исполнению.
Во-вторых, право – форма общественного сознания, выражающая принцип равенства людей в общественных отношениях, что подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, там, где нет свободы, нет и права. Главной единицей права является закон – нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Закон всегда предполагает коллективное согласие людей с определенными принципами их взаимоотношений в обществе. Право и мораль:
если моральные нормы не являются обязательными, то нормы права имеют всеобщий характер и обязательны к исполнению, всеобщность дополняется справедливостью, которая олицетворяет принцип равенства и свободы;
если нормы морали формируются в практическом, жизненном опыте, воспроизводятся повседневно силой общественного мнения, то нормы права формулируются и проводятся в жизнь специальными учреждениями.
Право, с одной стороны, – это орудие государственной политики, с другой стороны, – механизм осознания самим обществом пределов дозволенного.
В-третьих, политика как последовательность определенных действий, нацеленных на достижение необходимого результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, прагматичным. Субъектами политики могут быть государства и различные социальные группы, интересы которых на уровне государства представляют политические партии. Главная функция политики – регулировать и управлять процессами в различных сферах общества, находить баланс интересов различных социальных групп. Политика является одной из сил, преобразующих общество.
В-четвертых, идеология – система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, выдвигаются цели и программы деятельности, направленной на закрепление, изменение (развитие) существующих общественных отношений. Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает на общество преобразующее, обратное воздействие: направленность политики всегда является выражением определенных идеологических установок, результатом политики может быть принятие определенных норм права.
В-пятых, религия – форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное и предполагающая наличие определенных сакральных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению. Религия способна регулировать весь спектр общественных отношений, все сферы общества. В современном мире это особенно характерно для исламской цивилизации.
В-шестых, экономика – сфера материальных отношений между людьми, включающая в себя отношения собственности, а также производства, распределения и потребления материальных благ. Понятие «экономические законы» не является отвлеченной абстракцией и выражает определенную мотивацию людей (религиозную или рациональную) к деятельности. Экономика никогда не бывает саморегулирующейся и зависит от остальных социальных регуляторов.
К.Маркс утверждал, что духовные явления общества вторичны по отношению к материальным явлениям. На самом деле это не так: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. Духовное и материальное как минимум равноценны или духовное часто является определяющим по отношению к материальному.
Источник
Социальные регуляторы
2014-02-02
10276
Социальное регулирование: понятие, цели, структура.
Общество позволяет достичь определённой упорядоченности, стабильности, согласованности в жизни людей (т.е. порядка) при помощи социального регулирования.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония во взаимодействии людей. Но общество всегда будет характеризоваться внутренней противоречивостью, т.к. люди не одинаковы, каждый человек имеет свои собственные интересы, систему ценностей, собственное мнение по различным вопросам. Поэтому порядок в обществе характеризуется не отсутствием конфликтов, а наличием специальных процедур их разрешения, позволяющих обществу существовать и развиваться.
Таким образом, в обществе создаются нормы, правила, определяющие:
1. требуемое, т.е. должное или возможное поведение людей. Определяются границы допустимого поведения людей.
2. порядок реализации установленных прав и обязанностей. Недостаточно только наделить правами и обязанностями. Нужно обеспечить возможность их фактической реализации.
3. порядок мирного, цивилизованного, во-первых, разрешения споров и конфликтов, во-вторых, возмещения причинённого вреда, в-третьих, привлечения к ответственности
Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.
Регулировать (в социально жизни) – значит определять, каким должно быть поведение людей, чтобы общество могло существовать и развиваться как единая система.
Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объём и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведёт к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нём противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического (природного) факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
Социальное регулирование – это воздействие на поведения людей путём установления для него определённых рамок с помощью норм, правил в целях обеспечения порядка в обществе.
Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.
Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных индивидуальных решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Используется такой социальный регулятор как «акты индивидуального регулирования».
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи общих правил поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц (на всех, на любого, на каждого). Используется такой социальный регулятор как «социальные нормы».
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. А индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать отношения между чётко персонально определёнными субъектами с учётом их интересов.
Индивидуальное регулирование изначально лежит в основе развития общественных отношений, так как до создания общего правила люди, вступая в новые общественные отношения, вырабатывают компромиссные индивидуальные решения, на основе обобщения и анализа которых создаётся общая норма. И уже после сформирования общей нормы члены общества получают ориентир для выстраивания общественных отношений. В процессе реализации созданных норм выявляются недостатки в регулировании и общие нормы корректируются.
Источник