Меню

Увеличение электрической мощности более 15 квт

Контроль мощности при присоединении физлиц до 15 кВт

Предисловие

Это статья про злоупотребление путем получения по льготной ставке присоединения физическими лицами к электрическим сетям мощностью 15 кВт и обхода этого порога[1]. Поскольку вопрос нуждается в более ясном нормативном и судебном регулировании, надеюсь, простительно изложение некоторых моментов в упрощенном виде.

Из-за чего сыр-бор

Допустим, вы энергетик и к вам приходит 10 садоводов, объединившихся в СНТ с намерением мирно выращивать салатик, кормить внуков свежими ягодками и жарить шашлычки. Все они далеки от энергетики как таковой и хотят получить волшебное подключение к электричеству, которое даст возможность потреблять электроэнергию в необходимом количестве (ч. 3 ст. 541 ГК РФ) и с надлежащим качеством (ч. 1 ст. 542 ГК ФР). За подключение они готовы заплатить по 550 рублей с каждого (п. 17 ПТП).

Что вы должны сделать дальше, как энергетик?

Во-первых, вы должны найти полкилометра (п. 17 ПТП) кабеля и примерно 9 опор, понижающую с 10 кВ до 0,4 кВ трансформаторную подстанцию мощностью 160 кВт (10 человек по 15 кВт + маленький запас[2]). Кстати, трансформаторная подстанция без учета оформления земли, фундамента, доставки, монтажа, и т.п. стоит на сей момент по рекламным предложениям около 100 тыс. руб., при том, что вы получите только 5,5 тыс. руб., что периодически вызывает у вас желание увеличить его в 100500 136 раз и слова «плата за присоединение к электрическим сетям» вы произносите не иначе как «ставка за чернила»[3].

Во-вторых, вы должны понимать, что трансформаторная подстанция и линия, даже такая маленькая, после постройки и оформления требует обслуживания и иногда даже капитального ремонта. Нужен человек, который будет ее осматривать, красить, вероятно чем-то заправлять (например, если у вас масляный трансформатор). В общем, почти как машина, которая вроде как на гарантии, но ТО раз в год требует. Чем больше оборудование, тем, как правило, оно сложнее и тем больше средств требует на свое обслуживание (но меньше на единицу полезной продукции при адекватной загрузке). Вам нужно ежегодно тратить на это деньги и заложить это куда-то в тариф, который как Москва.

Допустим, из общей инвестзаначки вы как энергетик-молодец выделили деньги и все построили. Дальше обычно начинается интересное. Например, местное муниципальное образование расширяется, СНТ попадает в зону перспективной застройки и вместо дачных домиков начинают расти коттеджи. Или какой-то инициативный внук вместо жарки шашлыков начинает варить машины дуговой электросваркой. Или председатель совета СНТ продает места общего пользования под участки еще 10 садоводам. Ну, в общем, всякое бывает — электрические плиты, водоподогреватели и котлы…[4] Не мы такие – жизнь такая.

Кстати, что такое электрическая мощность в нашем свежекупленном трансформаторе? Это особый товар В простом физическом смысле применительно к энергетике это скорость чего-либо. Мощность электростанции – это ее способность выработать указанное количество электроэнергии в какое-то количество времени. Мощность трансформатора – это его способность «переработать» указанное количество электроэнергии с одного уровня напряжения (силы тока и т.п.) на другой.

Итак, мы приходим к тому, что вместо 150 кВт установленной мощности подстанции, совокупная востребованная мощность нашего СНТ начинает составлять 200, 250, 300 кВт… Что происходит, если мощность превышается? При несильном превышении происходит примерно то же, что и в некоторых квартирах, если во время приема душа открыть воду где-то выше по трубе – применительно к нашему случаю у потребителей падает напряжение. Если это происходит сильно, как правило, в электроэнергетике, либо что-то начинает греться больше положенного, сильно больше положенного, либо что-то пробивает.

Кстати, из-за физики явления проблемы начинаются не только, собственно, у тех кто потребляет вместо 15 кВт 30-50 кВт, а даже в большей части у тех, кто придерживается нормы. Дальше обычно идут стандартные эффекты – скандалы, интриги, требования к энергетикам обеспечить качество и возможность потреблять сколько влезет…

Читайте также:  Профессиональные роутеры wifi повышенной мощности

Тут мы сталкиваемся с классическим конфликтом. Законослушным гражданам плохо, причем даже не потому что у них забрали их ресурс (мощность), а потому что в целом испортили качество того, что они потребляют. Экономически активным гражданам плохо, потому что за увеличение мощности (ведь в итоге тогда придется взять подстанцию на 250, 320 и больше кВт) нужно платить, но ведь если можно потреблять больше и не платить, то зачем тогда платить? Энергетикам плохо, потому что, зная про эту ситуацию, они сразу могут поставить подстанцию на 320 кВт и взять расходы по ее обслуживанию и капремонту, а также замене через пару десятков лет, а СНТ тем временем инвестиционный замысел не реализует, но расходы все равно куда-то нужно будет включать, так как подстанция будет стоять и функционировать, но им не разрешат.

Таким образом, мы имеем проблему – плохое электроснабжение и лишние расходы, а также причину этой проблемы – расходование мощности сверх выделенной и оплаченной отдельными потребителями.

Принуждение к миру

Самым простым, понятным и справедливым решением выглядит не давать тем, кто заплатил и присоединился по 15 кВт, потреблять больше этого значения. В настоящее время технически оно может реализовываться путем отключения потребителя при превышении заданного значения мощности. Практически оно реализуется либо в виде отдельных устройств (например, ОМ – ограничитель мощности) либо например в приборах учета. Отдельный холиварный вопрос – его реализация путем использования устройств защиты, например автоматических выключателей[5].

Забавно, что например, в Японии у бытового потребителя обычно установлен электрощиток с одним общим вводным автоматом, номинал которого используется при определении размера оплаты за электроэнергию (т.е. у них фактически для населения двухставочный тариф со ставками за мощность и за количество потребленной электроэнергии по прибору учета). Чтобы потребители не путались, они помечены цветами, например 10 амперный автомат – красным, соответственно в квитанции зачастую можно увидеть соответствующий цветной кружочек и фиксированную величину оплаты. Самый большой «бытовой» 60А автомат приведет к выставлению ежемесячно в счете TEPCO ¥ 1684,8 (примерно 1,086.75 руб. на момент написания). Забавны также выполненные с традиционной японской глубокой вежливостью пункты FAQ об этом, где вопрос, выглядит, например «One of the small, black circuit breaker switches keeps breaking the circuit. If I increase ampere capacity will it stop doing this?» и как бы намекает на то, что потребитель уже знает правильное решение (хотя корректно рекомендуется вызов специалистов для исключения неисправностей).

Но у нас, конечно, свой, особо духовный путь.

В пп. А п. 35 ППКУ дефинитивно закреплен запрет на превышение максимальной мощности бытовыми потребителями: Потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых[6] инженерных систем и доведенные до сведения потребителей.

В соответствии с пп. В п. 25 (1) ПТП, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Интересно что если, например, требования к приборам учета конкретизированы в п. 26 ПТП, п. 138 ОПФРРЭЭ (класс точности 2,0, соответствующие метрологическим требованиям), требования к устройствам релейной защиты, например, в п.1.5.36 ПУЭ (Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями.), то требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, в общем виде нигде не конкретизированы.

Вместе с тем, вроде бы логичным выводом выглядит то, что отсутствие конкретных требований не должно влечь вывод, что их нет, и профильные ведомства это понимают.

Так, например, ФАС отмечает, что требование к наличию устройства контроля максимальной мощности (а не тока) являются правомерными. Территориальные органы ФАС частично данную позицию воспринимают (например, Постановление Краснодарского УФАС России от 01.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1058/2019 О прекращении производства по делу об административном правонарушении, хотя Ростов упорствует). Минэнерго РФ, насколько можно судить, придерживается сходной позиции (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2017 N 33-7128/2017 по делу N 2-672/2017).

Читайте также:  Расчет мощности солнечной системы

Насколько следует из практики, к данным устройствам выработаны следующие требования:

— функция контроля максимальной мощности должна быть прямо указана в паспорте (это на тему автоматических выключателей, для которых в паспорте такой функции не предусмотрено);

— без указания конкретных торговых марок или наименований;

— без какого-либо распределения допустимой нагрузки по фазам (т.е. можно выбрать 15 кВт хоть с 1 фазы).

Вместе с тем, в судебной практике еще почему-то встречаются такие логические цепочки, как «требования есть, но конкретизации – нет, значит, требований нет» с вышеизложенным перекладыванием проблем с больной головы на здоровую (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 N Ф08-751/2020 по делу N А53-27684/2019) или вообще невероятная «сетевая организация должна вести учет резервируемой мощности, значит она должна вести и контроль используемой потребителем максимальной мощности» (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2014 N Ф03-2659/2014 по делу N А73-13795/2013). Позиция профильных ФОИВов также иногда остается без внимания (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.04.2019 N Ф02-942/2019 по делу N А19-18946/2018).

Кажется, по этому поводу назрела необходимость четкого высказывания КЭС ВС РФ.

Наказание

Отдельно рассмотрим вопрос последствий. Больше всех интересует, конечно, вопрос того, может ли потребление быть ограниченно при превышении максимальной мощности.

В соответствии с пп. Б п. 2 Правил введения ограничений в редакции Постановления Правительства РФ № 624[7], основанием для введения ограничений является нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования. Особенности процесса отражены в п. 23 тех же правил, и предполагают уведомление, за исключением случаев если соответствующее ограничение режима потребления в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта вводится незамедлительно по получении исполнителем (субисполнителем) уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления либо незамедлительно по выявлении соответствующих обстоятельств.

В соответствии с пп. Г п. 115 ППКУ, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения. При этом предварительного уведомления потребителя не предусмотрено (как в п. 117).

С одной стороны, имеющихся норм при их правильном толковании достаточно.

С другой, ввиду пикантности ситуации и причин появления вышеизложенных логических цепочек в судах, хорошо бы вопрос действия автоматики изложить в актах более ясно (прям для самых-самых).

Но самое забавное, конечно, в показанном в самом начале каламбуре – превышение максимальной мощности из-за ухудшения параметров энергоснабжения и последующего выхода оборудования из строя зачастую влечет ограничения электроснабжения само по себе. И бороться с этим можно только контролем за такими превышениями, их учете при расчетах и введением ограничений.

В заключение можно сказать, что проблема установки устройств контроля величины максимальной мощности постепенно уйдет с заменой приборного парка на ИСУ. пп. Д п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 890 в качестве требований к функционалу предусмотрены передача значений максимальной и минимальной фактической активной, реактивной и полной мощности по точке поставки, а пп. В п. 9 — полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги), а также возобновление подачи электрической энергии.

[1] Не то, чтобы вопрос был не актуален для других категорий, но с промпотребителями гораздо легче работать точечно.

Читайте также:  Мощность широтно импульсных преобразователей

[2] Да простят меня коллеги за размер этого резерва, и за указание мощности в кВт, а не кВА.

[3] Имеется ввиду, что 550 рублей хватает на чернила для того, чтобы написать бумаги «технические условия» и «договор о технологическом присоединении».

[4][4] В этом месте, кстати, интересно проследить «стандартную» мощность на квартиру, которая подымается советских времен и борьбу застройщиков с этими нормативами.

[5] Может быть, кто-то из читателей еще понят их «предшественников», которые при большой нагрузке, например, коротком замыкании, «выбивало» — предохранители автоматические резьбовые или электрические керамические с плавкими предохранителями (пробки). Механизм действия, в общем, аналогичен.

[6] Тема формулировок ППКУ и их применения к частным домохозяйствам – отдельная.

[7] Не то, чтобы до этого максимальная мощность не являлась характеристикой технологического присоединения, но тем не менее.

Источник

Увеличение мощности с 15 кВт до 25 кВт: сроки и стоимость?

При увеличении мощности в доме с 15 кВт до 25 кВт, оплачивается за 10 кВт или за 25 кВт? В какие сроки обязаны увеличить?

Ответы и комментарии

Михаил Козырев

Здравствуйте! Сроки – до 6 месяцев, если от сетей не требуется дополнительного строительства (реконструкции ).

Оплатить надо будет 10кВт. Цена зависит от региона и наличия технической возможности для выделения доп. мощности в данной точке. Для Москвы и Московской области примерную стоимость можно здесь посмотреть — http://utp.moesk.ru/calculators.

Чтоб получить точную цифру надо подать заявку. Если объект подключен к сетям МОЭСК, то сделать то очень просто через сервис «Личный кабинет». Ответят в течении нескольких дней.

добавить комментарий · Был ли этот ответ полезен вам? Да / Нет

Добрый день! Подскажите пожалуйста на основании какого закона оплачивать за 10 кВт, логически я понимаю, что это правильно, но наши электросети рассчитывают за 25кВт

Здравствуйте! Данная ситуация описывается в «Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», утвержденных приказом ФАС России от 29 августа 2017 года N 1135. Конкретно – в третьем абзаце п.9 Приложения

… В случае если с учетом увеличения максимальной мощности ранее присоединенного Устройства максимальная мощность превысит 15 кВт и (или ) превышены вышеуказанные расстояния (имеется ввиду, до ближайшей ЛЭП — М.К), расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с Главой II Методических указаний по стандартизированным тарифным ставкам или с Главой III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, на объем увеличения максимальной мощности ранее присоединенного Устройств, заявленной потребителем. …

Источник



Технологическое присоединение. Увеличение мощности

Согласно действующему законодательству для подключения объекта к электроснабжению собственнику энергопринимающих устройств необходимо пройти процедуру технологического присоединения к электросетям, что включает в себя подготовку и согласование пакета документов.

Самостоятельные оформление необходимых документов, как правило, предполагает значительные временные затраты. Также документы, подготовленные без привлечения специалистов, зачастую возвращаются на доработку, что увеличивает сроки подключения к электросетям.

Закажите услугу сопровождения технологического присоединения в АО «Мосэнергосбыт» и квалифицированные специалисты подготовят необходимую документацию, учитывая индивидуальные особенности вашего объекта, а также возьмут на себя взаимодействие с сетевой организацией и контролирующими органами.

— Сопровождение и оформление технологического присоединения:

  • при подключении к энергоснабжению новых объектов (впервые вводимые в эксплуатацию электроустановки)
  • при смене собственника;
  • при необходимости увеличения/перераспределения мощности;
  • при возникновении необходимости ввода новой точки присоединения;
  • при изменении категории надежности электроснабжения.

— Оформление и согласование со сторонними потребителями актов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
— Подготовку и сопровождение документации для получения разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки (по поручению клиента).

Для заказа услуги:

  • позвоните по телефону + 7 (499) 550-03-55;
  • оставьте заявку на сайте
  • обратитесь в ближайший клиентский офис АО «Мосэнергосбыт».

Источник