Меню

Вега 108 ток покоя

Вега 108 ток покоя

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 14349
Регистрация: 12.10.2007
Из: Twilight Zone
Пользователь №: 1

В Новогодние праздники выдалось немного свободного времени и решил я написать не совсем обычный для формата Хабра обзор, тем более, что с прошлого года ничем полезным на Хабре я не отметился.

Необычность обзора в том, что рассматриваться будет не старое компьютерное железо, а в некотором роде, просто старое железо.

Сегодня я достал старый виниловый стереопроигрыватель чтобы его отремонтировать и посмотреть на что старичок способен. Итак, наш пациент: проигрыватель 1985 года выпуска Вега 108 стерео Бердского радиозавода.

Так как данный проигрыватель позиционировался как один из самых лучших проигрывателей своего времени, он был рассчитан на состоятельного покупателя, поэтому корпус был выполнен в лакированном дереве с пластмассовыми вставками и пластмассовой передней панелью, а так же с тонированной верхней крышкой из оргстекла.

290 рублей за проигрыватель в 1985 году, это примерно как сейчас проигрыватель за 50 000 деревянных рублей!

Для 26 лет, аппарат внешне практически в идеальном состоянии!

Сняв верхнюю крышку, можно увидеть качественное и аккуратное исполнение одного из самых важных узлов проигрывателя — вертушки.

Вертушка тут тоже не простая, а польская Unitra G 602 Hi-Fi. Да-да, именно иностранная (правда, Польша считалась «братской страной») и именно Hi-Fi, что для Советского Союза картина достаточно редкая!

На фотографии видно, что крепление тонарма тоже выполнено очень качественно. На задней части тонарма находится противовес, с помощью которого настраивается давление иглы на пластинку, а так же компенсатор скатывающей силы, выполненный в виде двух-плечевого рычага с грузом.

Надо отметить, что вертушка обладает микролифтом, который плавно опускает и поднимает тонарм, то есть опускание звукоснимателя делается не вручную.

Задняя сторона проигрывателя сделана не совсем понятно из чего, похоже на прессованную пластмассу, но изнутри, это скорее материал, из которого делают хоккейные клюшки.

Ничего особо интересного задняя крышка проигрывателя не имеет, за исключением разъёмов для подключения колонок, предохранителя и надписи на английском (!) языке «Не влезай, убьёт!». Интересно, аппарат действительно шёл на экспорт? Но тогда и надписи на передней панели были бы на английском.

Проигрыватель комплектовался двумя колонками 15АС-208, тоже отделанные лакированным деревом. Для удобства, эксперименты я проводил с одной колонкой.

Провода и колонки подверглись небольшой модификации.

А сейчас, самое время заглянуть в недра проигрывателя и посмотреть что там под капотом.

Если честно, то лезть в недра мне не хотелось, но пришлось, так как у вертушки сдохла система контроля за оборотами вращения диска, а у усилителя оказался сдохшим один канал.

Если честно, то я ожидал увидеть что-то более технологичное, нежели такой симбиоз алюминия и фанеры.

Платы выполнены из допотопных советских комплектующих, хотя и попадаются некоторые относительно современные транзисторы. В конструкции нет ни одной микросхемы, всё сделано исключительно на рассыпухе. Да, я знаю что вы уже заметили четыре синих кондёра, которые не вписываются в общую картину. Пришлось менять сдохшие, поменял сразу для левого и правого каналов (платы усилителей для обоих каналов разделены, обе платы идентичны).

Плата вертушки выглядит значительно современнее, хотя и используется часть комплектухи производства Советского Союза. Особенно заметен резистор в левом нижнем углу.

Очень интересно реализован контроль оборотов вращения диска и крайнего положения тонарма. Всё сделано на фотоэлементах! В верхнем левом углу платы видна пара фотоэлементов. Контроль оборотов выглядит примерно так же, на двигатель надет круг с вырезанными лепестками по краям, сверху лампа, снизу фотоприёмник. Электроника считает сколько раз свет проходит между лепестками за определённое время и подстраивает скорость вращения двигателя вертушки.

Надо отметить, что такая система считывания количества оборотов используется до сих пор. Да-да, Хабраюзер, колесо прокрутки твоей мышки устроенно именно таким образом.

Счётчик оборотов отремонтирован и настроен, пора собрать проигрыватель и запустить его!

Нашему проигрывателю не хватает ещё одной важной детали, я бы даже сказал одной из самых важных детали.

Нужна виниловая пластинка. Конечно, можно отыскать что-то, выпущенное Мелодией или даже Балкантоном, но у нас же всё-таки Hi-Fi проигрыватель первого класса, поэтому нам нужна Настоящая пластинка, а именно запись 1979 года братьев Couchois, выпущенная Warner Brothers.

Запустив пластинку, я наслаждался ни с чем несравнимым качеством звука.

Для Хабра я даже ролик снял, только вы особо не получите удовольствия от прослушивания пластинки, ибо микрофоны на камере — говно. Да и оцифрованный звук в любом случае был бы хуже.

Так, как эта статья всё-таки для Хабра, то я не могу не упомянуть тот факт, что рассматриваемый проигрыватель имеет опциональную возможность подключения к нему не только iPod’a, но и иных устройств, воспроизводящих звук.

В моём распоряжении оказалась ещё одна довольно забавная вещица, а именно гибкая пластинка. Такие пластинки раньше вклеивались в журналы и их можно было слушать.

Расскажите своим детям, что раньше можно было передавать звук используя в качестве среды передачи звука — полиэтилен и рентгеновские снимки.

А знаете ли вы, что кроме, собственно говоря, музыки, такие пластинки использовались для передачи программного обеспечения, называлась такая технология — Floppy-ROM и именно она была прабабушкой дискеты. Floppy-ROM использовалась для передачи программного обеспечения ещё до Кворумов с загрузкой программного обеспечения с магнитофонных кассет.

Да, даже в статье про виниловый проигрыватель мне не удалось сдержать в себе айтишника.

В статье использовалась музыка:

Couchois Brothers Band — Do It In Darkness, Lюk — Друг, Оркестр Поля Мориа — Бразильский карнавал.

Источник

Вега 108 ток покоя

leonid0741

Ток покоя может быть и миллиамперы и десятки миллиампер. Когда-то мерил, но сейчас не смогу сопоставить с конкретными моделями, так как было это давно.

Можно померить напряжение на одноомном резисторе R77 или R79 чувствительным вольтметром и рассчитать ток. Он может быть разным в разных усилителях и даже разных каналах одного усилителя. Эти значения можно использовать для оптимизации тока покоя в левом и правом каналах УНЧ.

Самый простой способ установки тока покоя по форме выходного сигнала. На вход подаётся синусоидальный сигнал, а на выходе смотрится, чтобы не было ступенек при переходе через ноль или около того. (Часто на выходе усилителя нет точного ноля, что необходимо для загрубения ОС, чтобы не «гуляла»).

Ну и косвенный показатель, это температура радиатора в отсутствие сигнала. Я в своей практике стремился минимизировать ток покоя, даже в ущерб качеству звука. Так как сгоревший усилитель для клиента страшнее, чем какие-то мифические проценты искажений.

Дело в том, что ток покоя может сильно измениться и даже вызвать лавинный процесс, если его значения слишком велики. Это может произойти, например, при перегреве транзисторов. Чтобы этого не происходило, УНЧ имеет схему термостабилизации, но она не всегда эффективно работает из-за ряда причин. Поэтому-то оконечные усилители и выходят из строя не в состоянии покоя, а как раз во время работы на большой мощности.

Читайте также:  Сила тока описание формулы

Короче, будьте осторожны при вращении движка потенциометра.

Если же Вы ремонтируете усилитель, а опыта маловато, то лучше и вовсе выпаять выходные транзисторы VT27 и VT29, а впаять их только тогда, когда усилитель будет устойчиво работать на нагрузке, а смещение ноля не будет превышать десятых долей вольта. Это позволит сэкономить много деталей.

Источник



Тема: УМ Вега-108

Опции темы

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

УМ Вега-108

Трудится у меня этот аппарат как усилитель для родной для него акустики. Для кое-какого ознакомления с музыкой хватает, а основное время музыку я слушаю все равно в наушниках.
Но есть одно но. Категорически не нравится звучания аппарата именно как усилителя. Мощности хватает, все нормально, но. Но играет как задница. Первым делом будут заменены все электролиты, потому как наверняка высохли. Но, может быть, стоит пойти дальше?
В сам аппарат пока не лазил (стоИт ну ооочень неудобно и снятие его с полки целая процессия), зато полез в схему. Вот она. Как по мне, на схеме есть ошибки. В частности, VT7 на схеме усилителя. Ошибки в маркировке проводов в жгутах.

Перерисовал схему по-новой, собрав все компоненты на одной схеме. VT7 написал от балды, исходя из собственных соображений. Как достану аппарат — впишу реальность.

Попытался разобраться, появилась куча вопросов.

Начало схемы привычное.
VT1 и VT3 — диф усилитель.
VT2 вместе с диодами Р4 образует опорное напряжение (напряжение ли?) для усилителя.

-> Тут же первый вопрос — почему тут нет конденсатора (потому что не напряжения?)?

На VT3 подается ООС через Р7 и С4, который подрезает усилитель сверху

VT6 Стандартный каскад ОЭ
VT7 занимается током покоя выходных транзисторов

А вот дальше начинаются неопнятки.
-> VT8, по идее, дает такое же опорное напряжение. Или опорный ток? Я по схеме вижу, что с него забирается сигнал на отрицательное плечо усиления, но как он работает?

VT13 и VT15 стандартные каскады.

-> А что происходит с отрицательной полу волной?

-> Почему VT13 компенсирован конденсаторов в 470п, а VT14 — 300? Они же ,вроде бы, комплиментарные.

-> VT11 и VT12 вместе с диодами возле них — это ограничение по мощности? Меряют падение на Р22/23 и тушат базы VT13/14?

-> Почему VT15 резистором Р25 изначально закрыт, а VT16 Р26 приоткрывает?

Это относительно самой работы схемы. Теперь относительно компонентов.

Может быть, имеет смысл перепаять всё на иные транзисторы? Естественно, поуходят все токи, так что придется перепаивать еще и задающие резисторы. Просто, КТ315, как бы, шумный немного. А 805й, на сколько я понимаю, ближе к переключающему, чем к усилительному.

Re: УМ Вега-108

больше всего негативного влияния на звучание вносит не усилитель мощности

поэтому кое какое изменение номиналов, смена комплектухи, засерание платы перемычками кардинального улучшения не даст

как бы вы к нему не относились, но в Веге каждый блок и узел хорошо сочетаются с другими

короче, хотите действительно улучшить — меняйте всю электронику, от входов до выхода

а вот теперь самый интересный вопрос — каким бюджетом вы располагаете? сколько можете себе позволить потратить?

и ещё — может быть для вас оптимальным решением будет не собирать всё с нуля, а скомпоновать из КИТов-наборов?

это быстрее, качественнее, результат гарантирован

тогда ваша дорога — в Барахолку.

ну что, будем подбирать наборы?

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

Re: УМ Вега-108

Так я понимаю, что УМ это не самое узкое место. Темброблок там вообще замечателен.

Перемычки отпадают сразу же. Плату разводили не идиоты, и перемычками я веселее не сделаю. Я имел в виду лишь замену полупроводников с сооветствующей заменой задающей обвязки без изменения структуры усилителя. Т.е., просто поменять на менее шумящее. Да хоть на те же 5551 в случае с КТ315.

Цель преследуется скорее обучающая. Я потому и набросал столько вопросов именно по схемотехнике. Имею достаточно большой опыт по ремонту, но весь он без глубокого понимая процессов, происходящих в устройстве. Надоело.

Если Вы скажете, что замена деталей бессмысленна, и лучше будет только на чуть-чуть, то я ограничусь тупым обновлением электролитов, и всё. Но все же, попрошу объяснить как работают участки схем, работу которых я не понял.

Бюджет. Ну смотрите, стоимость выходников, к примеру, тех же 2sc5200 — 700р (хотя, хотелось бы что-то в ТО220). Мелкие транзисторы — ну пусть еще 300. Конденсаторы — просто нормальные, класса самвы.
Так что общая сумма не такая уж и большая. Как на поиграться вечерами.

Если смотреть в сторону китов и усилителей с нуля, то я уж лучше новый усилитель соберу в новом корпусе. С блекджеком, так сказать. Потому что зачем мучить устройство, изначально заточенное для другого.

Re: УМ Вега-108

Я эксперт ещё меньше, но интересно разобраться. Мои мысли:

Сообщение от _ShvartZ_

чтобы на VT7 было фиксированное смещение, ему нужен постоянный ток, VT8 как раз источник тока для VT7 и VT6.

я первый раз такие вижу VD9 и 11 очень интересно

Вроде то же, что и с положительной, только смещена немного в класс АБ?

Комплиментарные — не значит абсолютно зеркальные, небольшие различия есть. + Они подключены в разные точки VT13 (самые правые, которых 2 штуки на схеме )

Завсегдатай Аватар для fakel Регистрация 30.11.2007 Адрес Оренбург Возраст 37 Сообщений 10.319

Re: УМ Вега-108

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

Re: УМ Вега-108

Разобрался со схемами, а то в сообщении два варианта висело. Теперь ВТ13 всего одна штука.

Сообщение от mellowman

Ага, это таки стабилизатор тока, значит. И потому там нет конденсатора.

Сообщение от mellowman

Ну вот если ВТ10-11 вместе с диодами около них выкинуть, то получается схема каскада, как в ланзаре, т.е. каскад по схеме с ОК.

Сообщение от mellowman

Ну трудно говорить про класс, говоря про одну полуволну
Если ВТ3 источник тока, то и ВТ8 туда же. Если он источник тока, то это значит, что через него постоянно течет одинаковый ток. К примеру, 10мА. А сверху дергается ВТ6, который дает то 11 мА, то 20. В и тоге весь излишек поверх 10мА уходит в базу ВТ14, верно? При этом, ВТ14 ПНП структуры, значит, когда ВТ6 больше открывается, открывая за собой ВТ13, то ВТ14 наоборот закрывается. Так?

Сообщение от mellowman

О. Так, наверное, и есть. Интересно, этот номинал определяют исключительно экспериментальным путем?

———- Сообщение добавлено 23.51 ———- Предыдущее сообщение было 23.47 ———-

Сообщение от fakel

Скачал. 529 страниц. Нет, я его прочитаю, конечно, так как интересно.

На сколько я понимаю, ускорение реакции по петле требует применения других схемотехнических решений, а не другой комплектухи. Если мы не говорим про ОУ.

Читайте также:  Рассчитать ток предохранителя для 220 в

Re: УМ Вега-108

Сообщение от _ShvartZ_

Ещё бы VT15/16 выкинуть, и тогда совсем 1 в 1

Так класс этим можно сказать и определяется — если обе полуволны оба транзистора играют — класс А, если только 1 из 2х — Б (или Ц, если совсем большой разрыв), если что-то среднее — АБ.

Не весь — излишек (или недостаток? там вообще может недостаток быть? ) делится между VT13 и 14.

Re: УМ Вега-108

Re: УМ Вега-108

Сообщение от _ShvartZ_

Частый гость Аватар для EUGENE Регистрация 10.09.2004 Адрес Киев Возраст 60 Сообщений 486

Re: УМ Вега-108

Сообщение от _ShvartZ_

Частый гость Аватар для Peredelkin1 Регистрация 05.05.2006 Адрес Kiev Возраст 56 Сообщений 492

Re: УМ Вега-108

Re: УМ Вега-108

Сообщение от Peredelkin1

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

Re: УМ Вега-108

Сообщение от Alickkk

Спасибо! Так намного легче.

Почему V16 с 100% ОС? ОС, на сколько я понимаю вводится резистором в цепи эмиттера.

Схема Шиклаи

По-моему, в Веге другое.

Я так понял, это что-то типа Дарлингтона, но первый транзистор заменен на pnp для инвертирования. Чтобы вся сборка вела себя как pnp.
Или Шиклаи именуется любая сборка из разноструктурных транзисторов?

Осциллограф есть С1-49. Не могу сказать что приличный, но.

———- Сообщение добавлено 00.21 ———- Предыдущее сообщение было 00.20 ———-

Сообщение от EUGENE

Спасибо. Уже читаю.

———- Сообщение добавлено 00.22 ———- Предыдущее сообщение было 00.21 ———-

Сообщение от Peredelkin1

Ну. Я был бы рад радиотехнике. Но, что есть.

———- Сообщение добавлено 00.31 ———- Предыдущее сообщение было 00.22 ———-

Достал Вегу с полки. ВТ7 оказался в самом деле КТ209. По крайней мере исходя из цветных точечек, которые я так люблю (красная сверху, серая сбоку (если красная это не бордовая, а серая это не голубая или белая )).

На реальной плате так же отсутствует Р11 и С1 во много раз больше. С2 и С3 электролиты. С3, к тому же, тоже чуть-чуть больше, чем на схеме. Номинал резисторов сильно не проверял.

ВТ7 физически притянут к ВТ14 резинкой. Этот момент я немного не понимаю, так как ВТ7 должен термостабилизировать ток именно выходных транзисторов, т.е. ВТ15/16. А они стоят вообще отдельно, на радиаторе за 10 см от ВТ7. Почему?

Остается открытым вопрос Р25/26. А конкретно Р26. Физически эти резисторы вместе с выходными транзисторами расположены отдельно от основой платы УМ. Основная плата подсоединяется через разъем. Так вот если этот разъем отойдет, то Р25 выходник закроет, а Р26 подаст на акустику всё отрицательное питание. Это ошибка? Или так надо?

Теперь относительно изучения кусков схемы.
Почему применены ИТ в дифкаскаде и после него.

Нашел статейку на stalker-lab.ru, но ее уже не существует. Только к кеше гугла.
http://webcache.googleusercontent.co. &ct=clnk&gl=ua

Копирую ее здесь.

Цель схемотехники аудиоусилителей — получение наибольшей глубины ООС, а для этого надо набрать максимальное усиление холостого хода (до охвата ООС) минимально необходимым количеством высоколинейных каскадов. Как представляется, количество топологий, отвечающих этим требованиям, очень небольшое.

1. Ток коллектора Т2 управляет током каскада с ОБ на Т5 по принципу перераспределения токов. Источник тока в эмиттере Т5 — важный линеаризирующий фактор. Дело в том, что даже в каскадах с ОБ экспоненциальная зависимость тока базы (следовательно, и эмиттера) от напряжения база-эмиттер никуда не исчезает. И если вместо источника тока применить резистор, то перераспределение токов будет неидеальным за счёт нелинейной составляющей тока эмиттера Т5, образующейся из-за нелинейного тока эмиттера Т5 при нелинейном изменении напряжения на резисторе при линейном входном токе от Т2.

Кроме того, местная ООС при установке источника тока препятствует проявлениям эффекта Эрли: изменениям тока эмиттера Т5 синфазно с изменениям напряжения на его коллекторе.

Но применять резистор чуть проще, чем источник тока, а борьбу с искажениям возлагают на общую ООС. Тут скрыт и нагло улыбается нам в лицо резерв линейности.

2. Вот в МАСТЕРе этот резерв линейности и выбран. Только в МАСТЕРе в первом и втором каскадах применены дифференциальные каскады — Т1Т6. Они и так самые линейные на наш сегодняшний день и много десятилетий вперёд, а с установкой в эмиттеры резисторов их зона линейности по входному сигналу расширяется от имеющихся 52 мВ на сумму падений напряжения на резисторах.

Для повышения усиления, снимаемого с дифкаскада, его нужно нагрузить или на токовое зеркало Т3Т4, или на источник тока Т7, см. следующую схему.

3. Вот к виду этой схемы должна быть приведена схемотехника хорошего усилителя: коллектор Т8 — к коллектору Т7 и нагружены они на повторитель Т9. Повторитель — важный каскад для повышения усиления: хотя он не обладает собственным усилением, но помогает сохранить достигнутое в других каскадах.

Пока как-то так. Из этих кирпичиков можно выстроить высоколинейный усилитель.

Дальше пошел читать книжки. Может еще чего умного начитаю.

А пока добавился еще один вопрос — куда сперли Р11?

Источник

Восстановление и модернизация электрофона Вега 108 стерео.

Вспыхнувший в последнее время интерес к «ВИНИЛУ» не прошел и мимо меня. Подарили мне недавно полуживой электрофон Вега 108 стерео. В свое время, вместе с Вегой 106 он считался недорогим и весьма достойным аппаратом по характеристикам и звучанию.
Однако время идет, радиокомпоненты стареют, растут и требования к качеству звука. В связи с этим возникла идея восстановить и модернизировать данный агрегат, не прибегая к глобальным переделкам, и вот что из этого получилось.

Вега-108

Любителей лампового звука прошу не волноваться и постоять в сторонке — эта статья не для вас.
Принципиальная схема взята отсюда ( справочник Белова, Дрызго ).

Схема Вега-108

Первым делом меняем все электролиты на новые.
С1 С2 на плате блока питания поставил 10 000 мкф 35в, емкости всех остальных электролитов увеличил вдвое, а С16 поставил на 1 000 мкф.,
С15 в винилкорректоре 100 мкф, в других местах оставил номиналы как на схеме.
Вместо проходных электролитов можно поставить пленочные конденсаторы. Меняем все металлобумажные конденсаторы на пленочные – все они показали значительное превышение емкости относительно номинала. Керамику желательно тоже заменить на пленочные, или слюдяные.
Блок коммутации я исключил, лишние проводники и окислившиеся переключатели П2К, качества не добавят.
Экранированные провода, идущие с выхода винилкорректора, подключил на вход блока регуляторов.
Далее оптимизируем «землю». Основная точка заземления — место соединения конденсаторов С1 С2. От этой точки – отдельные провода на каждую плату и ближайшее место на шасси.
Земля винилкорректора не должна касаться шасси. Уровень фона заметно снизился. Однако ещё остались помехи и наводки.

Основным их источником оказались провода от головки до входа корректора. Наводки оказывается ловят «голые» не экранированные концы проводов, причём с той частью проводов, которые проходят внутри тонарма, или экранированы — все нормально. При большом желании и небольшом старании, их длину можно уменьшить вдвое, или попробовать закрыть их экраном (оплёткой). Получаем заметное снижение наводок. Далее — винилкорректор. Он должен иметь строго определенную АЧХ соответствующую кривой RIAA.

Читайте также:  Какие воздействия оказывает электрический ток проходя через тело человека

Винилкорректор.

В данном электрофоне применен простой винилкорректор, представляющий из себя двухкаскадный усилитель, охваченный частотно зависимой обратной связью. На выходе стоит рокот фильтр, который должен срезать самые низкие – инфра низкие частоты (от покоробленных пластинок).

Винилкорректор Вега-108

Ждать какого то HI-END-а от столь простой схемы не приходится. Однако кое что, сделать все же можно. Измерения показали, что АЧХ заметно отличается от кривой RIAA,а рокот-фильтр начинает резать АЧХ примерно с 70 гц., съедая самые сочные «низы».
Для исправления ситуации, я параллельно С7 и С8 припаял конденсаторы по 3300 пф., в рокот фильтре — С9, С11, С10, и С12 поменял на 0.15мкф.
Чтобы снизить нелинейные искажения нужно увеличить усиление при разомкнутой ООС. Для этого во второй каскад усилителя (VT3, VT4) вместо КТ361 ставим транзистор с гораздо большим К ус. типа КТ3107 (К, Л). Получается заметно большее входное сопротивление второго каскада, а значит большее усиление первого. Реальный рост усиления составляет около 2 раз. При замкнутой ООС усиление корректора, понятно, останется прежним. Но будет больше глубина ООС в 2 раза, во столько же снизится нелинейность.
Еще нужно в разрыв цепи питания вставить резистор 100 ом для снижения уровня фона. Для коррекции АЧХ в области высоких частот в подобных винилкорректорах используется резонансный контур, состоящий из индуктивности головки и входной емкости. Поскольку родные головки типа MF100 обладают высокой индуктивностью, дополнительного входного конденсатора на схеме нет. Видимо хватает емкости проводов и входной емкости транзистора.
У меня работает магнитная головка с гораздо меньшей индуктивностью, по этому я добавил параллельно головке конденсатор 390пф. Обычно производитель указывает рекомендуемую входную емкость для конкретной головки.
В идеале после всех настроек хорошо бы проверить результат с использованием измерительной пластинки и милливольтметра.
Далее – усилитель мощности.

Усилитель мощности.

Он собран по схеме Лина с квази комплиментарным выходным каскадом. Данная схема себя зарекомендовала неплохо, однако данный выходной каскад вносит заметные искажения. Значительно улучшить его характеристики, можно сделав его комплиментарным.

Схема УМ Вега-108

Для этого нужно КТ805 (VT2) заменить на комплиментарный к нему (ну почти комплиментарный) КТ837, лучше с буквами Б, Д, И, М, П, или заменить оба выходных транзистора на КТ819, КТ818. Я использовал первый вариант.
Перед началом переделок надо выставить подстроечным резистором на плате УМ в ноль ток покоя выходного каскада. Контролировать данный ток, можно измеряя напряжение на R22 или R23 (я использовал стрелочный тестер на 0.1 в). Для удобства припаиваем к данному резистору два провода длиной 50-70 см чтобы вылезти из корпуса и спокойно проводим измерения. После выставления в « ноль» данный резистор надо поменять на более приличный, поскольку он крайне плохого качества.
ВАЖНО! Перед установкой новый резистор надо выставить в такое-же положение.

Далее на плате УМ меняем местами R17 с R21, затем от коллектора VT14 — отрезаем дорожку идущую к разъему, и к этому разъему проводком подключаем эмиттер VT14.
Далее откручиваем от радиатора КТ805 и прикручиваем КТ837 сохраняя слюдяную прокладку и изолирующую втулку под винт, проверяем отсутствие замыкания на радиатор.
Отпаиваем провода от КТ805 и припаиваем к КТ837 ПОМЕНЯВ К-Э МЕСТАМИ. Есть мнение, что полезно для снижения искажений вставить в эмиттерную цепь VT6 резистор порядка 30 ом. Думаю хуже не будет, поскольку получим местную ООС во втором каскаде.
У меня усилитель работает на 8 ом и развивает честные 2* 10 вт. неискаженной синусоидальной мощности. При нагрузке 4 ом будет не менее 2*15 вт. (в описании заявлено 2*6вт. на 4ом.) Поскольку на пиках сигнала мне иногда не хватало 10 вт. я решил несколько увеличить выходную мощность, подняв напряжение питания примерно на 8.5 в. Для этого рядом со штатным трансформатором установил еще один – ТН36 (был в наличии), 4 вторичные обмотки которого соединил попарно параллельно — для увеличения тока.

Дополнительный ТН36 в Вега-108

Получил как бы 2 обмотки по 6.3 в. Эти 2 обмотки добавил последовательно к обмоткам штатного трансформатора, идущими на диодный мост VD5…VD8. Получаем напряжение на конденсаторах фильтра 2*27 в. (можно использовать другой транс. 2*6 в. 2.5 а.) После этого необходимо выставить ток покоя примерно 50 ма. Получил мощность около 30 вт. на 8 ом.
С учетом проседания питания около 2*25 вт. номинальной мощности. При подобном «умощнении» и нагрузке 4 ом на выход надо ставить КТ818 КТ819 .Все это делалось для получения неискаженных пиков сигнала. Однако надо понимать, что на максимальную мощность в длительном режиме данную конструкцию использовать вряд ли получится -может наступить перегрев транзисторов, трансформаторов, моста выпрямителя.
При замене компонентов на более мощные данная схема может обеспечить до 100вт. при соответствующем питании. Думаю, должны хорошо подойти транзисторы КТ8101, КТ8102. В свое время я довольно много экспериментировал с этой схемой. Она способна обеспечить менее 0.05% гармоник на средних частотах и менее 0.1% на 20 кгц при номинальной мощности без подбора транзисторов.
При попарном подборе показатели могут улучшиться еще до 3 раз. Поскольку схема совсем не сложная и обладает хорошими характеристиками, подобный усилитель можно сделать как отдельную конструкцию.
Еще одно небольшое дополнение.

В данной схеме используется тонкомпенсированный регулятор громкости с одним отводом, что вызывает заметный скачек АЧХ при регулировке. Однако у меня на плате стоит резистор типа СП3 с двумя отводами для тонкомпенсации, что позволяет сделать регулировку более плавной.
Для этого перепаиваем существующую RC цепь на другое (свободное) ушко регулятора, а на освободившееся ушко припаиваем еще одну RC цепь — резистор 3.3 ком. и конденсатор на 47 нф. Второй конец цепочки на землю. В некоторых экземплярах Веги использовались резисторы типа СО125 с одним отводом. В этом случае такой номер не пройдет.

PS. Изначально планировал использовать электрофон только для проигрывания пластинок, но поскольку получился довольно мощный усилитель весьма неплохого качества, возникла мысль предусмотреть линейный вход для других источников сигнала а заодно и линейный выход с винилкорректора. Для этого на заднюю стенку Веги установил дополнительные разъемы типа «тюльпан» (взял неисправный DVD и вырезал их болгаркой с частью корпуса).

Доп разъёмы в Вега-108

В непосредственной близости от входа платы регуляторов установил реле РЭС 47 с напряжением срабатывания 21…34 в. Через нормально замкнутые контакты на вход платы регуляторов пустил сигнал с винилкорректора, разомкнутый контакт реле подключил к разъему «линейный вход» экранированным проводом. Так же экранированным проводом подключил выход винилкорректора к разъему «линейный вход».
Для включение реле реле удобно использовать П2К « СТЕРЕО ТФ» и резистор 100 ом который стоит рядом на плате. Напряжение подается с конденсатора С16. Результатами доволен. Получился неплохой агрегат, и с хорошим звучанием.

Источник